Грех жаловаться!
Церковь Богоматери (Onze-Lieve-Vrouwekerk, она же — Нотр-Дам в Брюгге) — готический Храм читать дальше со второй в Бельгии по высоте башней (122 метра; башня одноименной церкви в Антверпене выше на один метр) с острым навершием и четырьмя колоколенками вокруг него, которая видна почти повсюду в Брюгге, построен в XII—XIII веках.
Фотографировать Храм трудно - он «зажат» соседними зданиями:


Сегодня внутренняя конструкция Храма несколько необычна: есть, так сказать, «передняя» часть, открытая для всех посетителей, а за алтарём находится внушительных размеров «задняя» часть, в которой находятся основные художественные и исторические ценности, и в которую вход — платный.
Вот так мы увидели интерьер церкви в «передней» её части:
общий вид (внимание: вверху — распятие, датируемое 1594 годом!):



Традиционная предалтарная перегородка:


Очень необычная композиция: маленький Иисус с … папой:

а здесь он же с «представителем истинного Отца»:

Естественно, что мама Иисуса представлена в посвящённом ей Храме многообразно:


Относительно следующего художественного объекта позволим себе привести выдержку из сопровождающего его текста:
«Этот вариант изображения яслей младенца Иисуса высечен из ствола тысячелетнего вяза, который был срублен в бельгийском местечке Knesselare. Умершее дерево собирались выбросить, как бесполезное, однако священник и самодеятельный скульптор Omer Gilliet из маленького портового городка Breskens создал из него нечто новое, ценное и живое. Как родители зачастую говорят о своих детях, как о Б-жьих дарах, так и в этом своём творении автор увидел дар Небес. В том, что эта скульптура принадлежит Брюгге, общепризнанному «городу мостов», содержится особый смысл: сам Иисус являл собой некий мост между Б-гом и людьми.»

Пожалуй, главная художественная ценность церкви, привлекающая в неё десятки тысяч туристов ежегодно, находится в одном из четырёх боковых приделов (датируемых концом 12-го века) общедоступной части; здесь можно увидеть проход к этому приделу:

В центре композиции находится единственное скульптурное произведение великого Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni) «Мадонна с младенцем» (её часто называют «Мадонна Брюгге»), покинувшее (в 1506 году) пределы Италии при жизни автора:


Эта небольшая (всего-то 127 см) работа изваяна из каррарского мрамора (marmor lunensis), как и микеланджеловский же Давид во Флоренции. Вот что писал об этой Мадонне знаменитый автор биографических романов Ирвинг Стоун (Тенненбаум) (Irving Stone) : «Она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку, - вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таится в глазах печаль. Он полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один»
Прежде, чем перейти в «заднюю», платную часть Храма, покажем фрагменты двух других боковых приделов:


В «задней», точнее — заалтарной части находится ещё одно сокровище церкви – гробницы герцога Бургундского Карла Смелого, погибшего в битве при Нанси в 1477 году, и его дочери, Марии Бургундской, матери императора Карла V, скончавшейся в возрасте 25 лет в 1482 году от несчастного случая при падении с лошади. Ее выбор – брак с наследником габсбурской короны Максимилианом – оказал решающее воздействие на судьбы Европы. Будь выбор Марии иным, предпочти она французского дофина – и не быть бы великой империи Габсбургов, и нынешняя карта Европы могла бы быть совершенно иной…



Там рядом ещё находятся два могильных углубления, история которых осталась нам неизвестной, но они представляют несомненный интерес с точки зрения оформления:


Ещё там можно увидеть несколько произведений сакрального ювелирного искусства:


В церкви находится много произведений живописи. Вот несколько, показавшихся нам интересными и одновременно удобными для фотографирования:
очень интересный настенный образец смешения скульптуры и живописи:

Adriaen Isenbrandt: «Onze Lieve Vrouw van Zeven Smarten (Богоматерь Семи скорбей)»:

Это лишь одно из многих полотен, вдохновлённых евангельским сюжетом. Для информации – другое творение на эту тему, созданное великим Альбрехтом Дюрером (Albrecht Dürer):

Pieter Pourbus: «Het laatste avondmaal (Тайная вечеря)»:

Michelangelo Merisi da Caravaggio (Караваджо): «Cena in Emmaus (Ужин в Еммаусе)»:

Это - одно из нескольких полотен, написанных Караваджо на эту библейскую тему. Наиболее известное из них находится в Национальной Галерее в Лондоне (обратите внимание на то, насколько здесь необычен облик Иисуса):

Эта тема вдохновляла многих живописцев. Вот экспонирующееся в Лувре полотно великого Рембрандта:

Hendrik Van Minderhout: «Binnenzicht van de Onze-Lieve-Vrouwkerk (Интерьер Церкви Богоматери)» (2-я половина 17-го века):

Групповой портрет городской элиты:

Образцы деревянной скульптуры — элементы оформления исповедальных кабинок:


Конечно же, не могли мы спокойно пройти мимо витражей:




Ну, и напоследок, уже по выходу из Храма мы увидели на стене близстоящего дома вот такую скульптуру:

Фотографировать Храм трудно - он «зажат» соседними зданиями:


Сегодня внутренняя конструкция Храма несколько необычна: есть, так сказать, «передняя» часть, открытая для всех посетителей, а за алтарём находится внушительных размеров «задняя» часть, в которой находятся основные художественные и исторические ценности, и в которую вход — платный.
Вот так мы увидели интерьер церкви в «передней» её части:
общий вид (внимание: вверху — распятие, датируемое 1594 годом!):



Традиционная предалтарная перегородка:


Очень необычная композиция: маленький Иисус с … папой:

а здесь он же с «представителем истинного Отца»:

Естественно, что мама Иисуса представлена в посвящённом ей Храме многообразно:


Относительно следующего художественного объекта позволим себе привести выдержку из сопровождающего его текста:
«Этот вариант изображения яслей младенца Иисуса высечен из ствола тысячелетнего вяза, который был срублен в бельгийском местечке Knesselare. Умершее дерево собирались выбросить, как бесполезное, однако священник и самодеятельный скульптор Omer Gilliet из маленького портового городка Breskens создал из него нечто новое, ценное и живое. Как родители зачастую говорят о своих детях, как о Б-жьих дарах, так и в этом своём творении автор увидел дар Небес. В том, что эта скульптура принадлежит Брюгге, общепризнанному «городу мостов», содержится особый смысл: сам Иисус являл собой некий мост между Б-гом и людьми.»

Пожалуй, главная художественная ценность церкви, привлекающая в неё десятки тысяч туристов ежегодно, находится в одном из четырёх боковых приделов (датируемых концом 12-го века) общедоступной части; здесь можно увидеть проход к этому приделу:

В центре композиции находится единственное скульптурное произведение великого Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni) «Мадонна с младенцем» (её часто называют «Мадонна Брюгге»), покинувшее (в 1506 году) пределы Италии при жизни автора:


Эта небольшая (всего-то 127 см) работа изваяна из каррарского мрамора (marmor lunensis), как и микеланджеловский же Давид во Флоренции. Вот что писал об этой Мадонне знаменитый автор биографических романов Ирвинг Стоун (Тенненбаум) (Irving Stone) : «Она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку, - вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таится в глазах печаль. Он полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один»
Прежде, чем перейти в «заднюю», платную часть Храма, покажем фрагменты двух других боковых приделов:


В «задней», точнее — заалтарной части находится ещё одно сокровище церкви – гробницы герцога Бургундского Карла Смелого, погибшего в битве при Нанси в 1477 году, и его дочери, Марии Бургундской, матери императора Карла V, скончавшейся в возрасте 25 лет в 1482 году от несчастного случая при падении с лошади. Ее выбор – брак с наследником габсбурской короны Максимилианом – оказал решающее воздействие на судьбы Европы. Будь выбор Марии иным, предпочти она французского дофина – и не быть бы великой империи Габсбургов, и нынешняя карта Европы могла бы быть совершенно иной…



Там рядом ещё находятся два могильных углубления, история которых осталась нам неизвестной, но они представляют несомненный интерес с точки зрения оформления:


Ещё там можно увидеть несколько произведений сакрального ювелирного искусства:


В церкви находится много произведений живописи. Вот несколько, показавшихся нам интересными и одновременно удобными для фотографирования:
очень интересный настенный образец смешения скульптуры и живописи:

Adriaen Isenbrandt: «Onze Lieve Vrouw van Zeven Smarten (Богоматерь Семи скорбей)»:

Это лишь одно из многих полотен, вдохновлённых евангельским сюжетом. Для информации – другое творение на эту тему, созданное великим Альбрехтом Дюрером (Albrecht Dürer):

Pieter Pourbus: «Het laatste avondmaal (Тайная вечеря)»:

Michelangelo Merisi da Caravaggio (Караваджо): «Cena in Emmaus (Ужин в Еммаусе)»:

Это - одно из нескольких полотен, написанных Караваджо на эту библейскую тему. Наиболее известное из них находится в Национальной Галерее в Лондоне (обратите внимание на то, насколько здесь необычен облик Иисуса):

Эта тема вдохновляла многих живописцев. Вот экспонирующееся в Лувре полотно великого Рембрандта:

Hendrik Van Minderhout: «Binnenzicht van de Onze-Lieve-Vrouwkerk (Интерьер Церкви Богоматери)» (2-я половина 17-го века):

Групповой портрет городской элиты:

Образцы деревянной скульптуры — элементы оформления исповедальных кабинок:


Конечно же, не могли мы спокойно пройти мимо витражей:




Ну, и напоследок, уже по выходу из Храма мы увидели на стене близстоящего дома вот такую скульптуру:
