12:02 

Нью-Йорк. Апрель 2015. Памятники и скульптуры

Y.K.
Грех жаловаться!
В Нью-Йорке невероятное количество различных скульптурных сооружений. Мне очень нравятся объекты городской скульптуры, и в своих передвижениях по городу я всегда стараюсь их фотографировать. В результате получается, конечно, совсем не объемлющая, но порой любопытная панорама.

Есть в центре Манхаттана Брайант-парк, в котором есть несколько примечательных памятников.

Прежде всего это сам Уильям Каллен Брайант (William Cullen Bryant;1794—1878) — американский поэт, журналист и редактор газеты «New York Post», в честь которого и назван этот парк. В 1856 году он стал одним из основателей республиканской партии США. Внёс значительный вклад в основание музея Метрополитен. Инициатор создания Центрального парка в Нью-Йорке.





Там же - сэр Уильям Ирл Додж (William Earle Dodge, Sr. 1805-1883) — бизнесмен, один из «торговых принцев» Волл стрит в период Американской гражданской войны. Он был активистом борьбы за права коренных американцев и с 1865 по 1883 г.г. работал президентом Американского общества умеренности (National Temperance Society). Он также был одним из основателей Ассоциации молодых христиан (The Young Men's Christian Association).



Интересен памятник Гертруде Стайн (Gertrude Stein, 1874-1946) — американской писательнице, теоретику литературы:



С 1902 года она постоянно проживала в Париже. Её квартира на улице Флёрюс (6 округ) стала одним из центров художественной и литературной жизни Парижа в течение ряда лет, включавших период Первой мировой войны. Изначально там собирались, в основном, художники. Гертруда Стайн коллекционировала и пропагандировала новейшее искусство (прежде всего кубизм), собирала работы Пикассо (известен его портрет Стайн, 1906), Брака, Шагала, Модильяни, Паскина. Самое известное произведение Стайн «Автобиография Алисы Б. Токлас» представляет собой фальшивую автобиографию, написанную Гертрудой от имени её многолетней близкой подруги; в ней в остроумной, язвительной и весьма избирательной манере Стайн рассказывает о дружбе с художниками и писателями, отношениях с Алисой и своих творческих поисках. Работа стала программным сочинением модернизма, наделала много шума среди упомянутых в книге лиц и принесла Стайн популярность у широкого круга читателей.

Недалеко от парка Брайант находится Нью-Йоркская центральная публичная библиотека. С фасада она выглядит весьма представительно – с широкой лестницей, террасой и колонами напоминает дворец или, по крайней мере, городской музей:



Символами здания, сооруженного архитектурным бюро Каррера и Гастингса в 1902-1911 годах по ренессансным образцам, служат два каменных льва у входа, имя которым во времена Великой депрессии дал тогдашний мэр Нью-Йорка Фьорелло Ла Гуардиа: зовутся они Терпение и Сила Духа:



Интересно, что ещё одна библиотека — с почти таким же названием, только без слова «центральная» - вполне может претендовать на статус памятника архитектуры (построено в 1877 году по чертежам Калверта Вокса):







В этом здании по адресу 6-я Авеню 425 (она же Avenue of the Americas) рядом с площадью Jefferson Market первоначально (с 1874 по 1877 г.г.) находился суд третьего судебного округа Нью-Йорка. Другое название этого суда — суд Джефферсон маркета (Jefferson Market Courthouse). После вселения в здание библиотеки последнюю часто также называют Библиотекой Джефферсон маркета.

А теперь вспомним совсем недавно написанное имя.
На отходящей от площади Вашингтона Ла-Гуардия-плейс стоит симпатичный памятник. Он гармонично вписывается в окружающую среду, что не часто увидишь в Нью-Йорке. На низком постаменте куда-то стремительно движется, энергично хлопая в ладоши и надсаживаясь в крике, толстенький коротконогий человечек в кургузом пиджачке. Это Фьорелло Ла Гуардия – сын итальянских эмигрантов, командующий ВВС США в Италии в Первую мировую войну, сенатор, а главное – мэр Нью-Йорка в течение десяти очень непростых лет – с 1934 по1945:





В других условиях он свободно мог бы стать мафиозным «крёстным отцом», но на деле стал «отцом» крупнейшего города мира в страшный период Второй мировой войны. Судя по всему, он хорошо сочетался с другим диктатором, который руководил в эти годы всеми Соединёнными Штатами — Франклином Делано Рузвельтом.

Несколько интересных памятников находятся в легендарном районе Таймс-сквер (Times Square). Мне приходилось несколько раз пересекать этот район в разных направлениях, и уже продвижение в неизменно заполняющей его толпе производит впечатление. Я, например, был готов увидеть на улице рекламщиц, на которых есть только в некоторых местах слой краски, но совершенно не был к этому готов в день, когда температура была порядка 14 градусов по Цельсию! Ужасно раздражали весьма многочисленные, громкие и назойливые агенты автобусных туров, ресторанов и увеселений. Но меня вообще всегда сильно раздражает и пугает любая толпа... Однако вернёмся к памятникам.

Джордж М. Коэн (George Michael Cohan, 1878 – 1942) - американский актёр, драматург, композитор, поэт, певец, танцор и продюсер. За 10 лет до 2-й Мировой войны его называли «хозяином Бродвея»; он считается отцом американского мюзикла. Его жизни и музыке посвящены удостоенный Оскара фильм «Денди Янки Дудл» (Yankee Doodle Dandy) 1942 года и мюзикл «George M!» 1968 года:



Фрэнсис П. Даффи (Francis Patrick Duffy; 1871 — 1932) — американский военнослужащий (подполковник) канадского происхождения, священник римско-католической церкви и военный капеллан. Участвовал в испано-американской войне, в событиях на границе с Мексикой и в 1-й Мировой войне. После войны он был священником в церкви Святого Креста в одном квартале от Таймс сквер, а его прихожанами были актеры и танцоры бродвейских театров. Этот человек был необыкновенно популярной личностью в Нью-Йорке, известен своими независимыми взглядами и любим всей театральной братией. После смерти в 1937 году ему установили памятник прямо на Таймс сквер, на открытие которого собралось более 30 000 человек Примыкающая к его помятнику часть Times Square между 45-й и 46-й улицами названа его честь:



Памятник портному до самого недавнего времени располагался на Седьмой авеню (известной также под названием Авеню Моды) недалеко от Таймс сквер, в центре Манхаттана, между 39й и 40й улицами. Бронзовая статуя в восемь футов (около 2,5 метров) высотой под названием «Еврейский портной» (на идише это звучит «А идишер шнайдер») была создана скульптором Джудит Уэллер в 1984 году. Почему в прошедшем времени? - А потому, что буквально за пару дней до моего приезда этот памятник (говорят, временно) убрали с улицы типа для проведения ремонтных работ на улице. Но не показать его я просто не могу: я выдрал две фотографии из Интернета. На первой можно увидеть собственно портного:



а на втором (увы, с участием какого-то хипстера) можно увидеть весь комплекс памятника, то есть оценить размеры портного (его высота 8 метров) и расположенной рядом с ним иглы с пуговицей таких же размеров:



В общем, когда я заявился туда, то место, где стоял «портной», было окружено забором, который, к сожалению, мешал сфотографировать иглу — но я как-то исхитрился:





хочу отметить, что игла закреплена только на тротуаре и больше никаких опор она и пуговица не имеют, - хотя может показаться, что пуговица опирается на киоск «Инфо»...

Два интересных памятника можно увидеть в небольшом парке на площади Мэдисон (Madison Square Park).

Герой одного из них - Честер Алан Артур (Chester Alan Arthur; 1829 - 1886) — 21-й Президент США с 1881 по 1885 г.г., республиканец. Вступил на пост Президента после убийства Джеймса Гарфилда. Памятник работы скульптора Джорджа Биссела (George Edwin Bissell) был установлен в 1899 году:



Другой посвящён Дэвиду Глазгоу Фаррагуту (David Glasgow Farragut, 1801 — 1870) — американскому военно-морскому деятелю, первому в США адмиралу флота (1866). Его именем были названы 5 боевых кораблей ВМС США. В Вашингтоне в его честь названы площадь (Farragut Square) и две станции метро (Farragut North и Farragut West). Памятник работы скульптора Огюста Сен-Годенса (Saint-Gaudens, Augustus) был установлен в 1880 году:



Около Madison Square Park на 25-й улице находится здание отделения Апелляционного суда, входящего в состав Первого департамента Верховного суда (Supreme Court) штата Нью-Йорк, построенное в стиле боз-ар (beaux-arts) Джеймсом Брауном Лордом. Этот стиль традиционен для зданий судов в Америке, и это можно было бы назвать их типичным представителем, если бы не богатый декор фасада. На его оформление ушла одна треть бюджета строительства. Дом украшают находящиеся у главного входа мраморные статуи Мудрости:



и Силы:



а на верхнем карнизе размещены статуи библейских пророков и великих философов, включая Моисея:



и Конфуция:



Была там и статуя Мухаммеда, но в 1950 году она была убрана в знак уважения к мусульманам, чья вера запрещает изображение Пророка.
Если внимательно присмотреться к статуям Мудрости и Силы, нетрудно заметить, что кисти рук на обеих статуях не выглядят сделанными вместе с фигурами. Мне не удалось разузнать причину столь явной замены или восстановления, - может быть, была какая-то варварская акция...

Симпатичную скульптуру клерка с открытым дипломатом создал Джон Сьюард Джонсон II (John Seward Johnson II, родился в 1930г., известен также как Дж. Сьюард Джонсон младший и просто Сьюард Джонсон, внук Роберта Вуда Джонсона I - соучредителя Johnson & Johnson) - американский художник, известный своими бронзовыми статуями в натуральную величину, которые фактически изображают живущих людей всех возрастов, занятых ежедневной работой.
Эта скульптура находилась в районе катастрофы 9/11, но чудом уцелела. После восстановления сильно пострадавшего парка Заккоти (Zuccotti Park) скульптура была установлена на одном из гранитных сидений:





Мэр Мадрида по фамилии Гальван всего за несколько месяцев до своей кончины в 1986-м году заказал три копии памятника Сервантесу с Плаза де лас Кортес в Мадриде с целью подарить их трём городам мира. Выбор пал на Пекин в Китае, Ла Пас в Боливии и Нью-Йорк в США. В Нью-Йорке изначально Сервантеса установили в Брайант парке, но уже через три года его пришлось убрать т.к. парк переживал серьёзную реконструкцию. В итоге статую установили в достаточно укромном местечке — и это привело к тому, что очень мало жителей Нью-Йорка знают о наличии и местоположении памятника. А находится он между северной оконечностью площади Вашингтона (Washington Square North) и удивительной частной улицей Washington Mews: там располагаются жилой дом и небольшой дворик, являющийся территорией Нью-Йоркского Университета. Вытянутый, закрытый увитыми плющом стенами со всех сторон кроме одной, этот дворик стал домом для Мигеля де Сервантеса:





На углу Пятой Авеню и 9-й улицы стоит дом, на стене которого укреплена мемориальная доска в честь двух великих американцев: Марка Твена и Вашингтона Ирвинга работы скульптора Пьетро Монтаны. Оба классика в течение нескольких лет одновременно жили в этом районе по соседству друг с другом.



В парке на площади Вашингтона (Washington Square Park) стоит памятник Джузеппе Гарибальди. Казалось бы, при чём он там? Оказалось, что с 1849 по 1854 год он жил в Нью-Йорке, где был вынужден работать на мыловаренном (по некоторым данным — свечном) заводе. Памятник был создан скульптором Giovanni Turini в 1888 году, к шестой годовщине смерти генерала. Среди громадного числа памятников Гарибальди по всему миру нью-йоркский — оригинальный: он прекрасно иллюстрирует прозвище Джузеппе «Меч итальянского объединения» («Sword of Italian Unification»):




Ещё одно место сосредоточения памятников — район Метрополитан Опера.
На небольшой площади Линкольна (Lincoln Square), заполненной столиками кафе, стоит памятник выдающемуся тенору Ричарду Такеру (1913-1975), в течение 30 лет исполнявшему в Метрополитан ведущие роли итальянского репертуара:



Перечисление спетых Такером партий занимает три из четырёх граней постамента его памятника.
Между прочим, Ричард Такер родился как Ривн (впоследствии Рубин) Тикер в Бруклине в многодетной семье недавних еврейских иммигрантов. Ещё в школе он стал приобщаться к канторскому искусству, ещё не достигнув 30 лет стал кантором синагоги Temple Adath Israel в Бронксе, но всё это время был вынужден «ещё немножко шить», подрабатывая в Reliable Silk Company в Швейном квартале Манхаттана.
В течение нескольких лет он пробовал получить контракт в Метрополитан Опера, но дебютировал там только в 1945-м году. Зато потом последовали 30 лет триумфа! При этом Такер продолжал выступать кантором на основные еврейские праздники в нескольких синагогах Нью-Йорка и записал серию долгоиграющих пластинок литургической музыки в сопровождении и в аранжировке оркестра под управлением Шолома Секунды....

Через дорогу от площади Линкольна расположен парк Данте, он же площадь Данте (Dante Park/Dante Square), где стоит памятник классику мировой литературы работы скульптора Ettore Ximenes. Открытие памятника было приурочено к 600-летию со дня смерти поэта и состоялось в 1921-м году:





Хочу показать одну современную скульптуру, которая стоит в вестибюле офисного здания. Её создатель — скульптор Robert Cooke, который прожил 50 лет в Италии, а ныне живёт в Нью-Джерси. Название - «Самсон»:





Я вообще-то избегал фотографировать общеизвестные скульптуры, равно как и старался поменьше бывать в самых людных местах Манхаттана. Но два сильно растиражированных памятника всё-таки покажу.
Во-первых, это статуя Атланта в стиле ар-деко перед Рокфеллер-центром в центре Манхаттана, на Пятой авеню, напротив собора Святого Патрика. Скульптура изображает древнегреческого титана Атланта, поддерживающего небеса. Она была создана скульпторами Ли Лори (Lee Lawrie) и Рене Поль Чембеланом (Rene Paul Chambellan) и установлена в 1937 году:



Высота скульптуры 4,57 метров, с постаментом — 13,5 метров, она весит семь тонн.

Во-вторых, изображение Прометея на стене публичного катка Рокфеллер-центра. Изготовлена в 1934 году скульптором Полем Маншипом (Paul Manship). Высота — 5,5 м, вес — 8 тонн:



На 58-й улице можно увидеть скульптуру «Лунная птица» известного каталонского художника, скульптора и графика Жоана Миро (он же Хоан и Хуан; Joan Miró i Ferrà, 1893-1983), которую он создал в 1966 году:





Мне она почему-то показалась более похожей на щенка...

Ну, и в качестве мажорного заключительного аккорда покажу фитоскульптуру, поставленную рядом с Рокфеллер-центром:


@темы: Нью-Йорк, Памятники, Скульптуры

URL
Комментарии
2015-05-03 в 12:41 

Mel@mori
Мизерикордия
:vo:

2015-05-03 в 19:30 

taknebivaet
Улыбка - поцелуй души.
Y.K. Спасибо! Очень интересно и Данте и Сервантес лучшие:)
Неужели Рузвельт был дктатором...

2015-05-04 в 00:10 

Y.K.
Грех жаловаться!
taknebivaet,

Был... Но была война...

URL
2015-05-04 в 16:37 

taknebivaet
Улыбка - поцелуй души.
Y.K., хорошо, спасибо.

     

Грех жаловаться

главная