Y.K.
Грех жаловаться!
Моя музейная программа в Нью-Йорке по задумке включала не самые посещаемые объекты, но получилось так, что волею моей дочери и, в основном, моей внучки прежде всего я оказался в The Metropolitan Museum of Art — это, по свидетельству Википедии, «один из крупнейших и третий по посещаемости художественный музей мира.» Но, как можно понять, главным экспонатом в нём была всё-таки моя внучка, которую я там впервые увидел вживую, и потому я смотрел только те залы, в которые меня мои родные дамы повели. Что-то, впрочем, удалось всё-таки увидеть и даже запечатлеть.

Например, вот такая милая смесь внутреннего дворика и выставочного зала:



с такими вот боковыми витражами:



А этот очень симпатичный витраж я вряд ли фотографировал бы без наличия перед ним моей внучки:



Прошли мы мимо стенда с прекрасной чашей и чудесным дракошей при ней:



Привлекли моё внимание эмали на меди с евангелистами работы французского художника Jean Pénicaud III (около 1550 г.) и его помощников:



(Надо бы, наверное, промолчать насчёт даты исполнения — так она указана в Музее, - но вот Википедия утверждает, что активный период творчества этого художника датируется 1573–1606 годами...)

Любопытно, что эмали пронумерованы по часовой стрелке; начиная с верхнего левого угла, на них последовательно изображены Матфей (St. Matthew), Марк (St. Mark), Лука (St. Luke) и Иоанн (St. John).

Следующий экспонат, мне кажется, незнаком подавляющему большинству посетителей Музея — по крайней мере, для моих дам это было именно так, несмотря на то, что Музей они любят и посещают довольно часто; дело в том, что он расположен над дверным проёмом, соединяющим два соседних зала, на высоте около трёх метров, так что в поле взгляда, устремлённого вперёд, он не попадает: чтобы его лицезреть, надо поднять голову:



Этот портрет из глазурованной терракоты Короля Франции François Ier выполнен около 1529 года братьями della Robbia. За 53 года своей жизни (что было немало для первой половины 16-го века) этот Король успел славно и небезуспешно повоевать и перестроить государственный аппарат Франции в духе абсолютизма, отшлифовав положение римского права quod principi placuit legis habet vigorem (что угодно принцепсу, имеет силу закона), переведённое на французский, как si veut le roi, si veut la loi (чего требует король — требует закон), до лапидарного car tel est notre plaisir (ибо нам так угодно); но запомнился он тем, что в 1516 году пригласил к себе Леонардо да Винчи и предоставил ему возможность свободно творить, и тем, что при нём были построены прекрасные замки Шамбор и Фонтенбло.

Прошли мы через залы Африки и Полинезии. Ужасно мне понравился вот этот тип:





Зовут его Мангаака (Mangaaka), он агрессивный идол Nkisi Nkondi родом из долины реки Шилуанго (Chiloango) и, стало быть, то ли из Демократического Конго, то ли из Анголы...

А ещё нам понравилась эта маска, причём не столько выражением лица, сколько обрамлением, практически совпадающим с обрамлением сумки моей дочери:



Правда, потом выяснилось, что это — образец масок Сенуфо, с помощью которых африканцы устанавливают связь между живущими людьми и их умершими предками. Маски изготавливаются и используются на территории четырёх соседних стран: Мали, Кот-д’Ивуар, Буркина Фасо и Ганы. Мастера, их делающие, обладают высоким общественным статусом.

А потом мы оказались в зале скульптур, и я увидел моего любимого Родена. Многое давно знакомо по различным репродукциям, но три работы я всё-таки запечатлел на память:

«Идущий» (The Walking Man) — выполнено в бронзе до 1914 года:



«Орфей и Эвридика» - высечено в мраморе в 1893 году:



«Мадам Х» - около 1903 года:



Вот и всё о Метрополитан-Музее. Разве что ещё покажу действующих лиц экскурсии:



На 91-й стрит рядом с 5-й Авеню в 1899 году был построен Carnegie Mansion. Он представляет собой несомненный интерес как с точки зрения истории и архитектуры, так и в качестве Музея Дизайна. Сейчас он называется Купер-Хьюитт Музей Дизайна. Стиль особняка – Beaux-Arts:





Этот особняк знаменит тем, что был первым жилым домом в США, построенным на основе стального каркаса, оснащённым лифтом, центральным отоплением и кондиционером.

Внутри до сих пор сохраняется исходный интерьер виллы Карнеги:





Музей достаточно интересный, там нужно провести много времени, чтобы детально познакомиться с многочисленными экспонатами. В составе экспозиции новинки различных промышленных изделий таких, как велосипеды, инвалидные коляски, современные образцы мебели, множество планшетов с различной весьма интересной информацией:



Представлено несколько произведений прикладного искусства:





Этим экспонатом музей гордится особо - золотые карманные часы, принадлежавшие Абрахаму Линкольну (примерно 1858 г.):



Есть специальный зал, в котором каждый посетитель может опробовать свои способности в области проектирования и изготовления объектов дизайна. Но у меня, увы, не было достаточно времени для этого, и потому я обратил внимание на интерьеры и на некоторые экспонаты, имеющие художественную ценность.

Прежде, чем совсем уйти от Музея Дизайна, упомяну такую деталь: прямо через улицу от него находится российский консулат, в который стояла очередь желающих получить визу на въезд в Россию или решить иные вопросы; там было несколько десятков человек - мрачных, совершенно неулыбчивых с недобрыми взглядами. Даже в Нью-Йорке, где все куда-то всегда спешат и озабочены своими делами, это выглядело дико...

Следующий музей — это громадное впечатление и разочарование в одном флаконе. Впечатление от потрясающей коллекции картин и скульптур, а разочарование — от категорического запрета фотографировать во всех залах, причём наработанные в разных европейских музеях уловки там не срабатывают: в каждом зале стоят по два служителя, которые неустанно и безотлучно бдят, пресекая любые попытки сделать фотографию.
Речь идёт о так называемой «Коллекции Фрика» (Frick Collection) на углу 5-й Авеню и 70-й улицы, собранной Генри Клэем Фриком (Henry Clay Frick, 1849—1919). Внушительное здание, в котором представлена экспозиция Коллекции — личная резиденция Фрика, в которой он жил до самой кончины (правда, после этого особняк дважды достраивался):



Интересно, что значительная часть собрания Фрика находится в Питтсбурге, где он жил до 1905 года. Там функционирует Исторический центр искусств имени Фрика.

Итак, фотографировать разрешено только во внутреннем дворике музея:





Там, в частности, стоит «Бюст юриста» скульптора Danese Gattaneo (я уже привык его называть «папа Жириновского»):



Но, конечно, эти фотографии не дают впечатления о качестве коллекции. Поэтому я просто вынужден показать здесь хотя бы несколько работы, репродукции которых удалось-таки найти в Интернете.
Начнём с «Благовещения» Филиппо Липпи (Fra Filippo LIPPI), датируемого 1437-39 г.г.:



Автопортрет Рембрандта 1658 года:



Одна из находящихся в Коллекции работ Эль Греко «Святой Иероним» (Saint Jerome), датируемая промежутком 1590-1600 г.г.:



Работа Эдгара Дега «Репетиция» (около 1879 г.):



Ну, и на закуску интерьер одного из залов музея:



Любопытный музей, который я посетил, - Центр Скульптуры (SculptureCenter); он расположен в Квинсе, что в Лонг-Айленде, по адресу 4419 Purves St. Основанный в 1928 году группой художников, он является некоммерческим учреждением, работающим с экспериментальными и инновационными событиями в современной скульптуре.
При всём моём благожелательном отношении к современному искусству меня мало что вдохновило в этом музее. Начать с того, что расположен он буквально у чёрта (у Квинса) на куличках, и найти его без подробной карты или навигатора, только по адресу достаточно сложно. Выглядит он совсем не как музей:



Это немудрено: до 2001 года здесь была ремонтная мастерская.
Кроме всего прочего, моя удача закончилась, когда я всё-таки добрался до музея. А там мне объяснили, что я попал в меж-экспозиционный период, что новая большая выставка откроется 11 мая, а сейчас функционирует лишь небольшая постоянная экспозиция. Делать нечего: даром, что ли, я почти 2 часа добирался на метро и пешком!

Вот таким я увидел большой выставочный зал, расположенный на уровне земли:



Среди представленных там работ мой взгляд задержали эти две:

«Без названия», автор Asger Carlsen



и «Юная бабушка», автор Bradford Kessler



Есть там ещё подвальный этаж, где я наткнулся на настоящее сокровище — смотрите:





Субъекты понятны, имя китайского автора, думаю, значения не имеет. А идея — великолепная!
На этом фоне такие вещи, как, например, этот тоннель, уже вообще, по-моему, не смотрятся:


@темы: Музеи, Нью-Йорк