Y.K.
Грех жаловаться!
Собор Св. Патрика (St. Patrick's Cathedral) — самый большой построенный в неоготическом стиле католический храм США, кафедральный собор архиепархии Нью-Йорка. Является национальным историческим памятником США (National Historic Landmark). Расположен на перекрёстке Пятидесятой улицы и Пятой авеню, напротив здания Рокфеллер-центра.
Построен в 1858-1878 годах, освящён 25 мая 1879 года. Башни были достроены в 1888 году.
Длина собора — 101 м, высота башен — 100 метров. Он может вместить 2200 человек.
Меня даже как-то и не удивило, что в период моего пребывания в Нью-Йорке собор был на масштабной реставрации. Если снаружи я всё же как-то его сфотографировал без особых потерь (хотя присутствия строительных аксессуаров полностью избежать не удалось), то внутри это было совершенно безнадёжным делом: строительные леса полностью перекрывали потолок и стены, а к нескольким более или менее удобным точкам, откуда что-то вроде бы частично было видно, выстроились толпы (не очереди!) туристов. Для меня нет ничего страшнее и отвратительнее толпы...







Церковь Святой Троицы (Trinity church, 74 Trinity Place) – самый старый епископальный собор Америки. Современное здание церкви – уже третье, построенное на этом месте. Первое было возведено в 1697 году. В те времена береговая линия проходила на несколько кварталов ближе к Бродвею, и высокий шпиль церкви с крестом служил ориентиром и маяком для заходящих в бухту кораблей. Собор сгорел во время войны за независимость. В 1776-м был построен новый, который позже, в 1790 году, разрушил снежный шторм. Нынешний, возведенный в стиле готического ренессанса архитектором Richard Upjohn, был освящен в 1846 году. 86-метровая колокольня церкви на протяжении полувека являлась самым высоким сооружением города.
Теперь ее высота теряется среди гигантских офисных домов, обступивших церковь со всех сторон:





Всю вторую половину XIX столетия церковь достраивалась и обновлялась. Так, к примеру, появились великолепные церковные ворота, выполненные Карлом Биттером в стиле ворот Баптистерии Сан Джованни во Флоренции:







Интерьер церкви, на мой взгляд, не оригинален:





Церковь Святой Троицы — большое и разнообразное объединение различных объектов культа, но, несомненно, жемчужиной этого конгломерата является Часовня Святого Павла, находящаяся в семи кварталах от главной Церкви (Saint Paul’s Chapel, 209 Broadway). Она была возведена на Манхеттене ещё в 1766 году; теперь это – самый старый храм Нью-Йорка. И самое старое из непрерывно функционирующих культовых зданий. Даже во время страшного пожара 1835 года часовня чудом не пострадала, оставшись в своем первозданном виде.





Именно сюда Джордж Вашингтон отправился молиться 30 апреля 1789 года после того, как был провозглашен первым Президентом Америки. И все то время, пока Нью-Йорк был столицей США, Джордж Вашингтон являлся неизменным местным прихожанином. Здесь сохранилось его постоянное место, отмеченное мемориальной надписью.

На небольшом кладбище близ часовни похоронены выдающиеся личности американской истории – Александр Гамильтон, капитан Лоуренс, семья Асторов, изобретатель Фултон... И более сотни лет кладбище пребывало под сенью огромного ветвистого платана.
11 сентября 2001 года, во время крушения одной из башен, огромная балка упала как раз в церковный двор. Здание не пострадало вообще. Но балка попала в дерево. Удар оказался настолько сильным, что огромный платан вывернуло из земли с корнями. И тут все поняли, что случилось чудо: дерево упало так, что ни пострадала ни одна могила, в часовне не разбился ни один витраж.
В 2003 году художник Стив Тобин, вдохновлённый этой историей, установил памятник остаткам платана: отлил в бронзе точную копию пня. В 2005 году Корень Троицы (trinity root) был торжественно установлен слева от входа в Часовню Святого Павла:



Интерьер Часовни строг и аскетичен. Многое там напоминает о трагедии 9/11. На одной из стен укреплены три государственных флага — каждый соответствует определённому периоду в истории США. Очень простая кафедра:



У входа на территорию кладбища находится мемориальный колокол — подарок города Лондона в память о трагедии 9/11:





Для меня осталось загадкой присутствие иудейской тематики в часовне — даже в главном элементе алтаря:





Между 50-й и 51-й стрит по правой стороне Парк-Авеню стоит епископальная церковь Святого Варфоломея (Saint Bartholomew’s Church); обычно её называют Санбартс (St. Bart's). Церковь имеет статус памятника архитектуры, является членом Всемирного Объединения Поместных Англиканских Церквей:







Основанная в январе 1835 года в фешенебельном впоследствии районе Bowery церковь начала службы как часть Евангельского движения при Епископальной Церкви. К 1872 году она стала достаточно значительной и богатой, чтобы позволить себе постройку нового роскошного здания на углу Мэдисон Авеню и 44-й улицы. Архитектором стал уже знаменитый Джеймс Ренвик, позднее Стэнфорд Уайт (Stanford White) достроил тройной портал. В 1918 году Санбартс переехала в современное здание, исполненное в византийском стиле, причём портал старого здания был перенесён в новое:







Церковь знаменита своим органом — крупнейшим в Нью-Йорке и входящим в десятку крупнейших в мире:



Одним из прежних руководителей хора Санбартса был известный музыкант Леопольд Стоковский.

Посмотрите на некоторые элементы интерьера Санбартса (к сожалению, в то время, когда я был в церкви, в ней царил полумрак):

алтарь:



фигура ангела в одной из капелл:



витраж:



барельеф на тему «тайной вечери»:



На углу Лексингтон-Авеню и 66-й Ист-Стрит в Верхнем Ист-Сайде с 1918 года располагается построенная доминиканцами римско-католическая Церковь Святого Винсента Феррер (The Church of St. Vincent Ferrer). Её называли "одним из самых больших архитектурных украшений Нью-Йорка":



Имеет статус памятника архитектуры. Одним из знаменитых прихожан Церкви был Энди Ворхол (Andy Warhol).

Вот изображение патрона церкви монаха-доминиканца Винсента Феррер:



Интерьер церкви можно назвать изысканным. Вот главный алтарь:







Вот ещё несколько фрагментов, которые я увидел в церкви:















А вне церкви мне очень понравилась эта статуя:




Церковь Преображения (The Church of the Transfiguration) на углу 5-авеню и 29-стрит получила свое название благодаря истории, достойной пера О’Генри: однажды, в 1870 году пастор одной местной большой и богатой церкви отказался отпевать умершего актера (Joseph Jefferson) и посоветовал его друзьям обратиться в «маленькую церковь за углом», где на беспутные деяния актера скорей всего закроют глаза. Так и случилось, актер был погребен по всем правилам, а церковь «за углом» полюбилась простым горожанам и артистической публике. Порой её также называют «церковь для актёров». Сам О’Генри, живя неподалеку, на 28-стрит, был отпет здесь же:



Церковь была построена между 1849 и 1861 годами. Входное сооружение, известное также как «врата», было сооружено в 1896 году



Сегодня она частично принадлежит Корейско-американской епископальной церкви. Но этого я во время своего посещения как-то не заметил. Однако заметил, что в церкви есть «большой» (в условиях вообще-то малых размеров здания) и «малый» молельные залы, причём при мне был — естественно — доступен только малый. Там имеется вот такой алтарь:



с магическим, очевидно, кристаллом:



и милая скульптура:



и, вроде как, всё...

Я, естественно, ткнулся в служебный вход и попросил вышедшего ко мне довольно объёмного афроамериканца дать возможность посмотреть большой зал, но в ответ услышал, что, мол, тот «дорожит своей работой», - мне было нечего возразить. А придти через два дня на официальную службу я уже не смог...

Церковь воплощения (Church of the Incarnation) на углу 35-стрит и Мэдисон-авеню, построена в 1864 году:





Она выделяется сдержанной красотой интерьера. Вот, например, как выглядит зал в направлении алтаря:



а так — в направлении входа:



Алтарь — крупно:



Несколько витражей:








Очень красивая церковь святого Антония падуанского (Shrine Church of St.Anthony of Padua) находится на углу Сулливан-стрит и Хаустон-стрит (154 Sullivan Street):



Как можно увидеть, здесь у стен церкви находятся скульптурные изображения, которые вполне могли быть китчевыми, как это бывает со множеством культовых учреждений, но здесь это совсем не так:





Мне показался очень необычным интерьер церкви, в частности её алтарь:







А так выглядит зал церкви в направлении входа:



Орган и мозаичное окно:



Между 11 и 12 стрит по Пятой авеню находится Первая Пресвитерианская Церковь (The First Presbyterian Church), известная также как Старая Первая (“Old First”). Она была построена в 1844-46 годах архитектором Джозефом Уэлс (Joseph Wells) в стиле готического ренессанса. Интересно что прототипом главной башни собора послужила оксфордская Башня Магдалины (Magdalen Tower, Oxford):





К сожалению, когда я туда пришёл, церковь была закрыта, и все мои попытки нажимать кнопку звонка на служебном входе остались без ответа...

Описание тех христианских храмов, которые я посетил (или пытался посетить), я завершаю репортажем из самого маленького из них, но, тем не менее, весьма примечательного. Речь идёт о комплексе из двух небольших зданий, который официально называется Церковь Богоматери Розарии и Национальная святыня Св. Елизаветы Сетон (Church of Our Lady of the Rosary, Shrine of St. Elizabeth Ann Seton) и который притулился под небоскрёбами в нижнем Манхаттане, рядом с океанской набережной:



Церковь (она же — часовня) Богоматери Розарии - маленькое краснокирпичное здание в федеральном стиле с крестом на колокольне:





была построена, между прочим, только в 1964 году, в то время как соседствующий и прекрасно согласующийся с ней небольшой, но примечательный особняк был выстроен аж в 1793 году и был в своё время частным владением сенатора Джеймса Уотсона.

Богоматерь Розария, она же Богоматерь с чётками, в честь которой было освящено множество храмов в XVI веке, почитается с 1571 года, когда венецианский флот одержал победу над Турцией после молитвы Папы Римского перед чётками в алтаре Девы Марии в Риме.

Бывшее владение сенатора ныне является Национальной святыней святой Елизаветы Энн Сетон – первой американки, канонизированной Ватиканом. Воспитанная в епископальной церкви юная Елизавета вышла замуж за бизнесмена Уильяма Сетона. И в 1801-1803 годах жили они именно в этом доме. Здесь родилась из дочь Ребекка. У них было уже пять детей, когда Уильям обанкротился и заболел туберкулёзом. Врачи рекомендовали ему тёплый климат. Сетоны продали всё, что у них оставалось, и поехали в Италию, где Уильям и умер. Некоторое время Елизавета жила в католических семьях итальянских партнёров Уильяма. Их глубокая вера и тёплое участие произвели на неё такое впечатление, что по возвращении в Америку она присоединилась к Римско-Католической церкви.
Перед Елизаветой встала проблема духовного воспитания детей, и она поняла, что эта же проблема стоит перед всеми родителями. Не без сложностей (и финансовых, и связанных с антикатолическими настроениями в обществе) в 1809 году Елизавета Сетон основала в Эммитсбурге (Emmitsburg, Maryland) Академию святого Иосифа, женскую религиозную общину сестёр милосердия, посвящённую обучению бедных детей, и бесплатную католическую школу. Этим она положила начало приходским католическим школам в США. Её самоё как главу общины с тех пор называли «мать Сетон». Так девушка, любившая музицировать, кататься верхом и мечтавшая о счастливой семейной жизни, превратилась в мудрую настоятельницу, научившуюся жить в бедности, много работать и преодолевать постоянные трудности.
Образ святой Елизаветы Сетон запечатлён в церкви в виде скульптуры:



и на витраже:


@темы: Храмы, Нью-Йорк