Грех жаловаться!
Есть такой маленький городок в южной части кантона Берн, называется Интерлакен. Народу проживает там 5 или 6 тысяч, зато в городке целая куча отелей разного класса и эталонная экология, воздух там просто пьётся. Вы можете посмотреть на город с высоты 4 км (слева внизу на фотографии – озеро Тунерзее, а справа – озеро Бринцерзее):
читать дальше

В Интерлакене завершаются маршруты международных поездов, следующих через Берн, - эти поезда, в частности, время от времени перевозят членов нашей семьи друг к другу – и начинаются маршруты, ведущие непосредственно в Альпы, до которых – рукой подать. В 12 км от Интерлакена находится гора Хогант (Hohgant) высотой чуть более 2 км; где-то с её склона, с высоты 1,5 км начинает свой 82-километровый путь река Эмме (Emme), на берегах которой, в частности, находится и славный город Бургдорф. Считается, что название речки происходит от латинского «amnis»или галльско-кельтского «ambis», что в переводе на русский именно «река» и означает. Протекает Эмме по долине, носящей её имя – Эмменталь (Emmental - здесь, между прочим, делают одноименный знаменитый, но далеко не самый вкусный швейцарский сыр) – и, спустившись более, чем на километр, около города Золотурн (Solothurn) соединяется с главной водной артерией Швейцарии Ааре (Aare). Такой перепад высот вкупе с небольшой длиной объясняют непростой характер «Эммочки»: она частенько и щедро разливается...
Мы отправились в Бургдорф буквально на следующий день после нашего очередного воссоединения в Берне на весенние каникулы Макса, и эта поездка начала нашу апрельскую серию посещений не очень удалённых от Берна Замков Швейцарии. Данный пост открывает соответствующий «сериал»: далее следуют «отчёты» о поездках в Ленцбург, Аарбург и Грюер.
Город Бургдорф (Burgdorf – в переводе на русский «деревня-крепость») разместился на склоне намытого ледником холма между двумя монументальными сооружениями: Замком герцогов фон Церингенов (von Zaehringen) и позднеготическим (15-й век) собором, которые являются архитектурными памятниками национального значения. Замок, как водится, возвышается над городом и окружающей местностью, и представляет собой мощное фортификационное сооружение.

Интернет даёт возможность посмотреть на Замок с высоты птичьего полёта – сами понимаете, у нас такой возможности не было:

А вот и тот самый собор, как он виден из Замка:

В качестве первого известного властителя данного места известен герцог Конрад фон Церинген; первое упоминание о Замке датируется 1175 годом и связано с именем герцога Бертхольда 4-го фон Церинген (тогда, кстати, поселение именовалось Бурторф (Burtorf)). На рубеже 12 и 13 веков велось активное строительство города и Замка. Последним сюзереном здесь был Бертхольд 5-й фон Церинген; с его смертью в 1218 году династия Церингенов прекратилась, и власть над городом и замком перешла к графам фон Кибург (von Kyburg). В 1384 году Кибурги продали Замок и город Берну, и с тех пор, вот уже 625 лет, эти объекты являются частью кантона Берн.
Увы, история Замка практически не связана со сколь-нибудь значимыми именами. Пожалуй, единственным исключением является выдающийся швейцарский педагог и гуманист Иоганн Генрих Песталоцци, который в 1799-1804 г.г. организовал в Замке детский дом, в котором работал руководителем и основным преподавателем.
Песталоцци также основал в городе Бургдорфе начальную школу и регулярно проводил в Замке семинары для учителей, на которых читал лекции о разработанной им новаторской системе воспитания и обучения детей (О Песталоцци можно прочитать в легко и очень интересно написанной статье Симона Соловейчика: http://dob.1september.ru/2007/07/20.htm ). Наверное, именно благодаря Песталоцци Бургдорф часто называют «городом школ» - в этом небольшом городе, между прочим, сегодня есть университет и высшая техническая школа.
В наши дни в помещениях Замка размещаются три музея:
Национальный музей золота (добыча золота и изготовление изделий из него в Западной Африке, а именно в Мали, Верхнем Нигере и Гане);
Исторический музей Корнхауз (история текстильного производства, различные средневековые артефакты, 250 различных музыкальных инструментов, а также старинные фонографы, шарманки и многое другое);
Этнографический музей Кирх-Буль (основан в 1909 году и содержит этнографические коллекции со всех континентов земного шара).
Дорога к Замку от вокзала довольно длинная, но очень живописная. Похоже, магистрат Бургдорфа чрезвычайно лояльно относится к модернистской скульптуре и различного вида кичу – во всяком случае, образцы такого искусства попадаются буквально на каждом шагу.
Вот такая девушка встречается прохожим при входе в совершенно обычный офис:

Забавно для русскоязычного человека смотрится название парикмахерского салона. Слово обозначает высокую луку седла, скорее всего, это просто фамилия хозяина итальянского происхождения
:

А это – творения из ржавого железа (даже, скорее, из каких-то проржавевших железных отходов типа натурального морского якоря):


Ковбой Макс узрел корову:

Вот так шли мы, шли, и, в конце концов, оказались в пределах видимости Замка:

Ещё несколько минут, и мы практически у входа:

На самом деле, внутри Замка, то есть в его внутреннем дворе, смотреть практически нечего. У нас вообще создалось впечатление, что из всей старины в нём остались только стены и отдельные экспонаты, находящиеся в его музеях. Вот мы и отправились в музеи.
В Историческом музее поразила возможность примерить на себя различные типа «срендевековые» атрибуты. Мы с Максом, конечно же, как два ребёнка, кинулись на эти штуки, а Александра хохотала и фотографировала.
Вот Макс вырядился в палача (не представляя себе, кто это такой):

А потом – в «пса-рыцаря»:

Мне, увы, облачиться надлежащим образом не удалось: мелковаты оказались «срендевековые» рыцари:

Но отдельные части «обмундирования» всё-таки удалось примерить:

И тут же «зачесалось» осуществить давно лелеемые намерения относительно сына (поиграть в Авраама с Ицхаком):

По-настоящему древних экспонатов в музее мы не обнаружили. Вот, может быть, один из самых старых:

Жемчужиной экспозиции является, несомненно, очень красивый рыцарский зал, мебель в котором, впрочем, не производит впечатления особенно древней:

Тем не менее, мы не преминули её полапать и опробовать:


На стене Рыцарского зала в витрине размещены вроде как натуральные рыцарские латы. Александра с Максом сфотографировались рядом, дабы у зрителя создалось реальное впечатление об вышеужеупомянутой худосочности тогдашнего рыцарства (для Макса эти латы пока великоваты...):

Вообще-то в музейных витринах находится масса мелких экспонатов: предметы домашнего обихода, образцы письменной культуры, одежды, мебели и так далее. Нам очень понравились атрибуты сюзеренной власти, на которых находится рельефное изображение Замка:


Там же присутствует достаточно древнее скульптурное изображение символа кантона Берн, то есть медведя:

Ну, и, конечно, не обошлось и без оружия. Вот эта пушечка показалась нам довольно пожилой:

Целый этаж занимает экспозиция, посвящённая текстильному производству. Здесь и различные ткацкие станки, в том числе и мануфактурные (то есть большие и в известной степени механизированные), образцы сырья и материалов и многое другое. На нас особое впечатление произвели контрольные часы, фиксирующие рабочее время ткачей (с часового циферблата спускается металлический стержень со штырём на конце; этот штырь в конце и в начале работы вжимается в ближайшее к нему отверстие из ста таких отверстий, расположенных по внешнему кругу; это, на самом деле прообраз современных контрольных часов, в которые работник вставляет документ с личным чипом):

Очень любопытен зал, посвящённый американским лунным экспедициям (казалось бы, где Луна, а где Бургдорф?). Выставлено там много интересного: и кусок камня – по утверждению хозяев, лунного, и скафандр американского астронавта, и макеты спускавшегося на Луну модуля:

И билетик на Луну в одну сторону за совершенно смешные деньги (что-то около 30 евро):

Ещё нам понравились разные смешные рисунки на эту же тему, например о том, как будут покорять Луну китайские астронавты (не забывайте, что Мао жил, Мао жив и Мао будет вечно жить, а его цитатник будут вечно читать):

Или о том, как американцы проводили на Луне свободное время (перевод надписи: «Козырем ходи, ты, телок лунный!»):

Раздел музыкальных инструментов был интересен не только своими экспонатами, но и тем, что их можно опробовать. Они, конечно, уже не первой свежести, но, с точки зрения советской, особенно – узбекской ментальности, удивительно, что они вообще существуют и могут издавать звуки! Макс опробовал барабан напольный:

Я – нагрудный:

И мы вдвоём – маракасы:

Очень позабавила пра-пра-шарманка:

Из громадного разнообразия экспонатов этнографической коллекции хотим предложить Вашему вниманию трёх японских самураев:

И парочку африканских масок с «лица необщим выраженьем»:

Национальный музей золота был для нас очень интересен: масса несомненно подлинных предметов для мытья этого металла – от ручных до стационарных, почти промышленных (одна такая огромная бадья даже не поместилась в музейном зале и находится у входа в музей); большое количество различных образцов «первичного» золота: золотоносная порода, золотой песок, маленькие самородки;

самые разнообразные золотые изделия – от украшений до художественных произведений:

Золотое стилизованное изображение рыбы-пилы стало символом: оно попало на западноафриканские банкноты и монеты (эти деньги используют Бенин, Буркина Фасо, Кот Д'Ивуар, Гвинея-Биссау, Мали, Нигер, Сенегал и Того), а также на почтовые марки Дагомеи:

Ну вот, наше путешествие по Замку Бургдорф заканчивается. Прощальная панорама, увиденная из окна верхнего этажа Замка:

Перед уходом немного обходим Замок по периметру, делаем несколько снимков Замка «сбоку». Вот один из них:

На обратном пути, проходя через парковую зону, ещё раз бросаем взгляд на Собор:

Поездка завершена. Усталые, но довольные, мы возвращаемся в Берн в предвкушении новых путешествий по Замкам Швейцарии.
читать дальше

В Интерлакене завершаются маршруты международных поездов, следующих через Берн, - эти поезда, в частности, время от времени перевозят членов нашей семьи друг к другу – и начинаются маршруты, ведущие непосредственно в Альпы, до которых – рукой подать. В 12 км от Интерлакена находится гора Хогант (Hohgant) высотой чуть более 2 км; где-то с её склона, с высоты 1,5 км начинает свой 82-километровый путь река Эмме (Emme), на берегах которой, в частности, находится и славный город Бургдорф. Считается, что название речки происходит от латинского «amnis»или галльско-кельтского «ambis», что в переводе на русский именно «река» и означает. Протекает Эмме по долине, носящей её имя – Эмменталь (Emmental - здесь, между прочим, делают одноименный знаменитый, но далеко не самый вкусный швейцарский сыр) – и, спустившись более, чем на километр, около города Золотурн (Solothurn) соединяется с главной водной артерией Швейцарии Ааре (Aare). Такой перепад высот вкупе с небольшой длиной объясняют непростой характер «Эммочки»: она частенько и щедро разливается...
Мы отправились в Бургдорф буквально на следующий день после нашего очередного воссоединения в Берне на весенние каникулы Макса, и эта поездка начала нашу апрельскую серию посещений не очень удалённых от Берна Замков Швейцарии. Данный пост открывает соответствующий «сериал»: далее следуют «отчёты» о поездках в Ленцбург, Аарбург и Грюер.
Город Бургдорф (Burgdorf – в переводе на русский «деревня-крепость») разместился на склоне намытого ледником холма между двумя монументальными сооружениями: Замком герцогов фон Церингенов (von Zaehringen) и позднеготическим (15-й век) собором, которые являются архитектурными памятниками национального значения. Замок, как водится, возвышается над городом и окружающей местностью, и представляет собой мощное фортификационное сооружение.

Интернет даёт возможность посмотреть на Замок с высоты птичьего полёта – сами понимаете, у нас такой возможности не было:

А вот и тот самый собор, как он виден из Замка:

В качестве первого известного властителя данного места известен герцог Конрад фон Церинген; первое упоминание о Замке датируется 1175 годом и связано с именем герцога Бертхольда 4-го фон Церинген (тогда, кстати, поселение именовалось Бурторф (Burtorf)). На рубеже 12 и 13 веков велось активное строительство города и Замка. Последним сюзереном здесь был Бертхольд 5-й фон Церинген; с его смертью в 1218 году династия Церингенов прекратилась, и власть над городом и замком перешла к графам фон Кибург (von Kyburg). В 1384 году Кибурги продали Замок и город Берну, и с тех пор, вот уже 625 лет, эти объекты являются частью кантона Берн.
Увы, история Замка практически не связана со сколь-нибудь значимыми именами. Пожалуй, единственным исключением является выдающийся швейцарский педагог и гуманист Иоганн Генрих Песталоцци, который в 1799-1804 г.г. организовал в Замке детский дом, в котором работал руководителем и основным преподавателем.
Песталоцци также основал в городе Бургдорфе начальную школу и регулярно проводил в Замке семинары для учителей, на которых читал лекции о разработанной им новаторской системе воспитания и обучения детей (О Песталоцци можно прочитать в легко и очень интересно написанной статье Симона Соловейчика: http://dob.1september.ru/2007/07/20.htm ). Наверное, именно благодаря Песталоцци Бургдорф часто называют «городом школ» - в этом небольшом городе, между прочим, сегодня есть университет и высшая техническая школа.
В наши дни в помещениях Замка размещаются три музея:
Национальный музей золота (добыча золота и изготовление изделий из него в Западной Африке, а именно в Мали, Верхнем Нигере и Гане);
Исторический музей Корнхауз (история текстильного производства, различные средневековые артефакты, 250 различных музыкальных инструментов, а также старинные фонографы, шарманки и многое другое);
Этнографический музей Кирх-Буль (основан в 1909 году и содержит этнографические коллекции со всех континентов земного шара).
Дорога к Замку от вокзала довольно длинная, но очень живописная. Похоже, магистрат Бургдорфа чрезвычайно лояльно относится к модернистской скульптуре и различного вида кичу – во всяком случае, образцы такого искусства попадаются буквально на каждом шагу.
Вот такая девушка встречается прохожим при входе в совершенно обычный офис:

Забавно для русскоязычного человека смотрится название парикмахерского салона. Слово обозначает высокую луку седла, скорее всего, это просто фамилия хозяина итальянского происхождения


А это – творения из ржавого железа (даже, скорее, из каких-то проржавевших железных отходов типа натурального морского якоря):


Ковбой Макс узрел корову:

Вот так шли мы, шли, и, в конце концов, оказались в пределах видимости Замка:

Ещё несколько минут, и мы практически у входа:

На самом деле, внутри Замка, то есть в его внутреннем дворе, смотреть практически нечего. У нас вообще создалось впечатление, что из всей старины в нём остались только стены и отдельные экспонаты, находящиеся в его музеях. Вот мы и отправились в музеи.
В Историческом музее поразила возможность примерить на себя различные типа «срендевековые» атрибуты. Мы с Максом, конечно же, как два ребёнка, кинулись на эти штуки, а Александра хохотала и фотографировала.
Вот Макс вырядился в палача (не представляя себе, кто это такой):

А потом – в «пса-рыцаря»:

Мне, увы, облачиться надлежащим образом не удалось: мелковаты оказались «срендевековые» рыцари:

Но отдельные части «обмундирования» всё-таки удалось примерить:

И тут же «зачесалось» осуществить давно лелеемые намерения относительно сына (поиграть в Авраама с Ицхаком):

По-настоящему древних экспонатов в музее мы не обнаружили. Вот, может быть, один из самых старых:

Жемчужиной экспозиции является, несомненно, очень красивый рыцарский зал, мебель в котором, впрочем, не производит впечатления особенно древней:

Тем не менее, мы не преминули её полапать и опробовать:


На стене Рыцарского зала в витрине размещены вроде как натуральные рыцарские латы. Александра с Максом сфотографировались рядом, дабы у зрителя создалось реальное впечатление об вышеужеупомянутой худосочности тогдашнего рыцарства (для Макса эти латы пока великоваты...):

Вообще-то в музейных витринах находится масса мелких экспонатов: предметы домашнего обихода, образцы письменной культуры, одежды, мебели и так далее. Нам очень понравились атрибуты сюзеренной власти, на которых находится рельефное изображение Замка:


Там же присутствует достаточно древнее скульптурное изображение символа кантона Берн, то есть медведя:

Ну, и, конечно, не обошлось и без оружия. Вот эта пушечка показалась нам довольно пожилой:

Целый этаж занимает экспозиция, посвящённая текстильному производству. Здесь и различные ткацкие станки, в том числе и мануфактурные (то есть большие и в известной степени механизированные), образцы сырья и материалов и многое другое. На нас особое впечатление произвели контрольные часы, фиксирующие рабочее время ткачей (с часового циферблата спускается металлический стержень со штырём на конце; этот штырь в конце и в начале работы вжимается в ближайшее к нему отверстие из ста таких отверстий, расположенных по внешнему кругу; это, на самом деле прообраз современных контрольных часов, в которые работник вставляет документ с личным чипом):

Очень любопытен зал, посвящённый американским лунным экспедициям (казалось бы, где Луна, а где Бургдорф?). Выставлено там много интересного: и кусок камня – по утверждению хозяев, лунного, и скафандр американского астронавта, и макеты спускавшегося на Луну модуля:

И билетик на Луну в одну сторону за совершенно смешные деньги (что-то около 30 евро):

Ещё нам понравились разные смешные рисунки на эту же тему, например о том, как будут покорять Луну китайские астронавты (не забывайте, что Мао жил, Мао жив и Мао будет вечно жить, а его цитатник будут вечно читать):

Или о том, как американцы проводили на Луне свободное время (перевод надписи: «Козырем ходи, ты, телок лунный!»):

Раздел музыкальных инструментов был интересен не только своими экспонатами, но и тем, что их можно опробовать. Они, конечно, уже не первой свежести, но, с точки зрения советской, особенно – узбекской ментальности, удивительно, что они вообще существуют и могут издавать звуки! Макс опробовал барабан напольный:

Я – нагрудный:

И мы вдвоём – маракасы:

Очень позабавила пра-пра-шарманка:

Из громадного разнообразия экспонатов этнографической коллекции хотим предложить Вашему вниманию трёх японских самураев:

И парочку африканских масок с «лица необщим выраженьем»:

Национальный музей золота был для нас очень интересен: масса несомненно подлинных предметов для мытья этого металла – от ручных до стационарных, почти промышленных (одна такая огромная бадья даже не поместилась в музейном зале и находится у входа в музей); большое количество различных образцов «первичного» золота: золотоносная порода, золотой песок, маленькие самородки;

самые разнообразные золотые изделия – от украшений до художественных произведений:

Золотое стилизованное изображение рыбы-пилы стало символом: оно попало на западноафриканские банкноты и монеты (эти деньги используют Бенин, Буркина Фасо, Кот Д'Ивуар, Гвинея-Биссау, Мали, Нигер, Сенегал и Того), а также на почтовые марки Дагомеи:

Ну вот, наше путешествие по Замку Бургдорф заканчивается. Прощальная панорама, увиденная из окна верхнего этажа Замка:

Перед уходом немного обходим Замок по периметру, делаем несколько снимков Замка «сбоку». Вот один из них:

На обратном пути, проходя через парковую зону, ещё раз бросаем взгляд на Собор:

Поездка завершена. Усталые, но довольные, мы возвращаемся в Берн в предвкушении новых путешествий по Замкам Швейцарии.