Санта Кроче (Basilica di Santa Croce, Церковь Святого Креста)
Речь пойдёт о большом францисканском готическом храме, читать дальшеоснованном, по одной из версий, самим Франциском Ассизским (Francesco d'Assisi, настоящее имя Giovanni di Pietro Bernardone) — учредителем одноимённого монашеского ордена. Основную известность получила в качестве своего рода пантеона знаменитых граждан и, прежде всего, творческих деятелей Италии, хотя, с нашей точки зрения, является очень красивой церковью, посещение которой впечатляет в высшей степени. Постараемся обосновать эти слова.
Первое знакомство с Санта Кроче у нас состоялось, когда мы были далеко от храма, вообще на другом берегу Арно. Восходящее Солнце волшебно осветило башню церкви, - мы никогда в течение следующих четырёх дней не смогли уловить повторение этого зрелища:
(здание, стоящее на первом плане, на набережной, - Биржа). Вот так выглядит эта башня при «нормальном» освещении:
А вот так выглядит главный фасад храма:
Посмотрите, как видится Санта Кроче со смотровой площадки Башни Джотто:
На этой фотографии можно заметить резкий контраст между основным зданием и его главным фасадом; он хорошо виден здесь:
(на переднем плане — памятник Данте Алигьери работы Энрико Пацци (Enrico Pazzi)). В связи с этим хочется рассказать немного об истории появления фасада. Он был создан сравнительно недавно — в начале второй половины 19-го века — архитектором Николо Матасом (Niccolò Matas) из Анконы, получившим заказ после того, как от последнего отказались несколько других архитекторов. Так случилось, что Матас был иудеем, и выставил свои условия: не работать в субботу, но работать в воскресенье — их приняли легко. Труднее оказалось выполнить ещё одно условие: художник хотел быть после своей кончины захороненным в Санта Кроче. Некрещённому вроде как не было места в Церкви Святого Креста... Говорят, что был найден компромисс: Матас был захоронен под входными ступенями: вроде как и не в храме, но и почти в нём, - выглядит, как чисто еврейское решение проблемы. Увы, похоже, что это лишь красивая легенда. Факт в том, что внутри базилики останков Матаса нет; зато его имя увековечено на внешней стене:
Перед тем, как пройти вместе с нами непосредственно в храм, посмотрите на более крупную фотографию статуи Данте:
Итак, заходим в Санта Кроче. А там — локальный ремонт! В результате алтарь выглядит таким образом:
Хотел найти в Интернете, как это выглядит на самом деле, - нашёл, но, увы, качество оставляет желать лучшего:
А вот ещё один похожий фрагмент интерьера храма:
Так выглядит один из приделов храма - Капелла Медичи:
Вот несколько образцов настенной росписи:
Фрагменты пола:
Столь любимые нами витражи здесь — выдающиеся:
А теперь перейдём к пантеону.
Сначала посмотрите на надгробие некоего маркиза Нери (судя по датам — одно из первых захоронений в Санта Кроче):
Далее — надгробие итальянского художника и литератора 15-го века Леона Альберти (Leon Battista Alberti):
Это — память о легендарной сестре милосердия Флоренс Найтингейл (Florence Nightingale):
Надгробие Галилео Галилея (Galileo Galilei):
Между прочим, когда Галилей умер, тогдашний Папа не разрешил хоронить его в Санта Кроче, и прах великого ученого был перенесён в базилику почти через сто лет после кончины.
Галилей захоронен рядом с Микеланджело:
Надгробие великого итальянского композитора Джоаккино Россини (Gioachino Antonio Rossini):
Католическая церковь допускает символические захоронения — мемориальные доски, они же эпитафии. Вот эпитафия выдающегося учёного-физика Энрико Ферми (Enrico Fermi):
А это эпитафия его коллеги Гульельмо Маркони (Guglielmo Marchese Marconi) :
К Санта Кроче пристроено здание, в котором находится Капелла Пацци (по имени автора скульптуры Данте у входа в храм; проект Капеллы, однако, разработал Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi (Brunellesco) — тот самый, что делал Купол Дома, Сан Лоренцо, Воспитательный Дом на площади Благовещения...). Базилика, Капелла и здание трапезной являются сторонами прямоугольника, внутри которого разбит небольшой палисадник:
В этот дворик посетители выходят через коридор; колонны справа — это уже фасад Капеллы:
Тут уже немного виден удивительный купол Капеллы — вот он покрупнее:
Детали интерьера:
Это — образцы живописи:
Ну, и как же без витража:
Наш обзор завершён. Выходим на площадь перед храмом, дышим свежим воздухом: