Понятие «Бегинаж» (Béguinage), то есть «Монастырь бегинок», происходит из давних времён, и потому его этимология весьма неопределённая: по одной версии, «ноги растут» от святой Бегги Анденской (лат. Becgana) из бельгийской общины Herstal (он же Heristal), что в провинции Льеж (Liège по-французски или Люттих (Lüttich) по-немецки) — это аж конец 7-го века; по другой версии, появившиеся в 12-м веке Монастыри обязаны названием своему первому организатору — священнику из Льежа Ламберу де Беге (Lambert de Beghe); есть, наконец, и предположение о том, что наименование пошло от цвета (bigo, по-голландски — “бежевый”) платья — этот оттенок выделял обитательниц Монастырей от местных жительниц.
Так или иначе, легенда повествует от том, что около 1170 года вокруг Ламберта де Беге собирается общество благочестивых девушек и вдов; говорят, сюда также временно приходили женщины в ожидании возвращения мужей из дальнего плавания. «Бегинки», как стали называть этих женщин, вели жизнь, схожую с монашеской, однако единственным обетом, дававшимся ими, была клятва сохранять целомудрие и послушание сестре-настоятельнице во время их жизни в Бегинаже. Они не были обязаны жертвовать свое имущество церкви, и каждой разрешалось иметь мать или сестру, жившую с ней. Их занятия были различны: обучение детей, помощь бедным и больным, шитье и плетение кружева.
Крестовые походы и беспрерывные вооружённые распри между феодалами обеспечивали большое количество реальных и «соломенных» вдов, стремящихся к упорядоченной религиозной жизни; в то же время зачастую ярко выраженная вражда духовенства к женщинам оставляет действующие монастыри запертыми для них. И тогда за их пределами создаётся особая жизненная форма, обусловленная хозяйственными и религиозно-мистическими мотивами.
Неясное социальное положение Бегинажей между церковью и миром не могло не навлечь на них неприятностей с обеих сторон: клерикалы зачисляли бегинок в один ряд с еретиками, сбежавшими монахинями и даже с проститутками, а ремесленные гильдии были недовольны конкуренцией со стороны бегинок в части изготовления и продажи изделий, прежде всего — из текстиля. В итоге в начале 13-го века движение бегинок было объявлено вне церковного закона, и в течение минимум столетия они подвергались гонениям. Тем не менее, они устояли: например, последняя из проживавших в Амстердамском Бегинаже бегинка Сестра Антония (настоящее имя Agatha Kaptein) умерла 23 мая 1971 года в возрасте 84 лет. А самая известная бегинка в истории Бегейнхофа - сестра Корнелия Аренс (Cornelia Arens), умершая 14 октября 1654 года. Эта монахиня хотела, чтобы ее похоронили не в Часовне, по ее мнению «оскверненной» пресвитерианами, а в сточной канаве двора. По преданию, вопреки ее желанию ее все же похоронили в Часовне, а на следующий день ее гроб нашли в расположенной рядом сточной канаве. Это случилось еще два раза, пока ее останки, наконец, не захоронили в канаве. По другой версии - ее душа не нашла успокоения и бродила по двору ночью, пока ее тело не похоронили в канаве.
Амстердамский Бегинаж
На самом деле, это место сейчас называется Begijnhof, что можно перевести, как «Двор бегинок». Здесь, действительно, первоначально был Béguinage, но в настоящее время эта территория принадлежит английской реформистской церкви. Это - комплекс исторических сооружений (в основном частных жилых домов), кольцом окружающих внутренний двор, в центре которого находится часовня, а по обеим её сторонам — зелёные лужайки. читать дальше Вот так мы это увидели:
На этой фотографии в череде стоящих по правой стороне домов после самого высокого, с белым нижним этажом, виден чуть ли не самый узкий дом в Амстердаме: его ширина всего полтора метра!
А на первой фотографии можно увидеть скульптурное изображение Христа — вот оно покрупнее:
Адександра увидела очень симпатичные цветочки:
Во дворе имеется ещё одна скульптура — бегинка:
А прямо перед этой скульптурой стоит один из двух самых старых в Амстердаме деревянных домов (постройки 15-го века), который называется Houtenhuys:
Власти города в 1521 году запретили строить деревянные дома после очередного городского пожара.
Впрочем, мы забежали несколько вперёд, - вернёмся непосредственно к входу. Его, если не искать специально, можно не заметить, ибо это — просто небольшая дверь в стене, образуемой зданиями, окружающими площадь Spui — именно так называется и остановка нескольких трамваев; находится она совсем недалеко от центральной площади Dam. Но около (или на) двери есть табличка, которую можно заметить, если — повторимся — искать.
Войдя в дверь и преодолев «предбанник»
вы оказываетесь на небольшой площадке прямо рядом с боковой стенкой Houtenhuys'а; слева от вас — простенок с «картинками», прямо перед вами, как раз на Houtenhuys'е, план Begijnhof'а:
Поворачиваем направо. Перед нами по правой стороне — анфилада домов, а слева — лужайка перед часовней со статуей бегинки:
Что касается старины зданий, то её хорошо характеризуют даты на этом здании:
Есть в этом комплексе одно, так сказать, «чужеродное» здание, хотя именно сегодня оно здесь уместно более, чем все остальные: английская церковь (выше было уже упомянуто, что именно она сегодня — хозяйка всего комплекса):
Здания, как уже указывалось, в большинстве своём — жилые:
но в одном из них функционирует общинная капелла:
Мы хотим показать здесь интерьеры капеллы:
Мы не могли пройти мимо витражей:
Очень интересные полы:
На стене любопытная живопись:
Нам приглянулось это деревянное сооружение (обратите внимание, что сзади за углом — небольшая музейная экспозиция):
Мы оказались в капелле во время очередной настройки органа:
Собственно, после капеллы смотреть уже было не на что, и мы направились к выходу, который расположен в другой части комплекса. Прошли мимо знаменитых амстердамских домов, наклонённых вперёд, с крюками под крышей — всё предусмотрено для загрузки-выгрузки мебели и иных крупногабаритных предметов: по узким и крутым лестницам пронести их просто невозможно.
А провожала нас очередная Святая Мария: