В Соборе Богоматери находится много совершенно выдающихся произведений живописного и деревянного искусства. читать дальше Прежде всего, это относится к творениям Петера Пауля Рубенса (Peter Paul Rubens 1577-1640). В Храме выставлены, помимо алтарного полотна «Успение Богородицы, о котором мы говорили в первом из данных трёх постов, ещё два огромных триптиха «Воздвижение креста» (De kruisafneming, 421 x 311 cm) и «Снятие с креста» (De kruisoprichting, 460 x 340 cm).
Надо сказать, что, как и во многих других местах, знаменитые полотна расположены так, что непрофессиональной техникой и из толпы посетителей снимать очень трудно. Поэтому наряду с нашими фотографиями, показывающими истинное положение этих триптихов, мы приводим ещё и «официальные» репродукции, вынутые из Интернета:
«Воздвижение креста»:
«Снятие с креста»:
Заметим, что Рубенс написал „Воздвижениe Креста“ первоначально для ныне разрушенной церкви святой Вальбурги (она же Вальтпурде, Вальпургис, Вабур, Фальбур, Бугга, Годурж, в честь которой - «Вальпургиева ночь»; подробнее о ней можно посмотреть здесь), которая находилась напротив замка „Steen“ (см. отдельный пост в этом Дневнике); в Кафедрале же триптих появился только в 1816 году.
Есть в Храме ещё один триптих Рубенса: «Оплакивание Христа (Христос на соломе)» (Bewening(Christus оp het stro)). Он гораздо меньше по размерам и, судя по Интернету, менее известен:
Работами Рубенса, однако, живописное собрание Кафедрала не исчерпывается. Мы сумели так или иначе сфотографировать следующие произведения:
триптих авторов Maerten De Vos, Otto van Veen и Ambrosius Francken «Святой Лукас рисует Богоматерь» (Sint-Lukas schildert de Madonna):
ещё один триптих на тему оплакивания Христа «De bewening», принадлежащий кисти автора Quinten Metsijs:
триптих автора Hendrik van Balen „Иоанн проповедует в лесу“ (Johannes predikt in het bos):
триптих автора Frans II Franken „Христос и летописцы“ (Christus onder de schriftgeleerden):
нестандартно распределённый триптих авторов Hans van Elburcht и Ambrosius Francken «Чудесная рыбалка» (Wonderbare visvangst):
полотно автора Maerten De Vos „Свадьба в Кане Галилейской“ (Bruiloft te Kana), посвящённое первому чуду, совершённому Иисусом Христом во время брачного пира в городе Кане, недалеко от Назарета: он превратил воду в вино и тем самым, по мнению богословов, установил и освятил таинство брака:
картина автора Artus Volffort „Поклонение волхвов“ (Aanbidding van de koningen):
полотно автора Frans Floris „Поклонение пастухов» (Aanbidding van de herders):
работа неизвестного художника в стиле немецкой школы конца 17-го века „Спас Нерукотворный“ (Het heilig Aanschijn):
К сожалению, мы не раздобыли информацию о двух боковых панелях:
и складном алтаре:
В Соборе Богоматери находятся выдающиеся образцы художественной резьбы по дереву. Прежде всего, это архиепископская кафедра. Её изготовил в 1713-м году в пышном барочном стиле мастер Michiel van der Voort de Oude (1667-1737):
Прекрасно выполнены фигуры и обрамление исповедален:
Драгоценным экспонатом Храма является деревянный алтарь, который изготовил Willem (Guillielmus) Kerrickx de Oude – фламандский скульптор и дизайнер церковной мебели конца 17 — начала 18 века. Понадобились долгие годы и усилия, чтобы собрать воедино его части, которые оказались в разных руках вследствие продажи алтаря в конце 18-го века. В алтаре сочетаются деревянный резной рельеф и расписанные ставни:
Тема тайной вечери отражена в Дарохранительнице (она же Табернакль — священный сосуд, в котором хранятся Святые Дары — Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения), которая выполнена в стиле позднего рококо и имеет вид Ковчега:
Ну и, наконец, посмотрите на то, как сделаны скамьи, расположенные по бокам главного нефа Храма:
Вот и всё, что мы решили показать и рассказать о Кафедральном соборе Антверпена.
АНТВЕРПЕН. Кафедрал. Часть 3
В Соборе Богоматери находится много совершенно выдающихся произведений живописного и деревянного искусства. читать дальше