Мы продолжаем рассказ об одном из интереснейших Храмов Антверпена — церкви святого Иакова (Sint-Jacobskerk).читать дальше
Главным «манком» для многочисленных туристов — посетителей этой церкви, несомненно, является захоронение великого художника Питера Пауля Рубенса (Pieter Paul Rubens, 1577-1640):
Далее следует дополняемая фотографиями и моими вставками цитата из книги «Герман М. Ю. Антверпен. Гент. Брюгге. — М.: Искусство, 1974» (М. Ю. Герман родился 23 февраля 1933 года; он сын известного писателя Юрия Германа и старший брат великого кинорежиссера Алексея Германа-старшего. Михаил Юрьевич — главный научный сотрудник Русского музея):
«Здесь, в церкви, ... находился фамильный склеп семьи Фоурман, и сюда перенесли тело Рубенса вечером 30 мая 1640 года, через несколько часов после смерти. Через три года прах художника был погребен в (специально построенной — Ю.К.) капелле в нескольких шагах от склепа (со временем в той же капелле были захоронены дочь Рубенса с мужем, младший сын с супругой и многие другие потомки — Ю.К.).
Алтарь белого и черного мрамора, украшенный наверху статуей скорбящей богоматери, вывезенной, как говорят, Рубенсом из Италии, высечен Файдхербом, учеником художника. И в обрамлении этого мраморного портала — удивительная картина, странный и гордый живописный реквием, написанный Рубенсом незадолго до смерти, в «торжественные часы отдыха от трудов», как прекрасно сказал Фромантен.
Рубенс написал тех, кого любил, тех, кому был обязан жизнью: деда, отца. Написал обеих жен на одном холсте (Пресвятой Деве приданы портретные черты покойной первой жены художника Изабеллы Брант — Ю.К.) — в этом чудится мудрая простота подходящего к концу своего пути человека, давно узнавшего цену пустым условностям. Написал младшего сына.
И написал самого себя.
В традиционном образе закованного в доспехи святого Георгия он создал смятенный, далекий от всяких традиций автопортрет. Само изображение святого Георгия не юным воином, а зрелым человеком ломает привычные каноны. Святой Георгий — Рубенс входит в картину тяжелым, усталым, но непреклонным шагом, словно завершая крестный путь по земле. Он один чужд миру, который сам создал в картине, миру спокойному и безмятежному, он высоко вздымает знамя, и взгляд его устремлен в ему одному видимые печальные дали, темные с сединой волосы растрепаны ветром. Конечно, человек XX века склонен придавать излишнюю значительность картинам, написанным, быть может, без желания выразить противоречивые сложные мысли. Но здесь, в молчании капеллы-склепа, где ледяной мрамор дарит особую пылкость краскам, памятуя, что именно эту картину завещал Рубенс поместить над своей гробницей, трудно отделаться от желания отыскать потаенный смысл в мерцающем пышными соцветиями полотне, в темных доспехах седеющего рыцаря, продолжающего свой вечный путь мимо людей, которых он любил.
О них давно забыли. Прекрасная Мария Магдалина (с обнажённой грудью — Ю.К.), в образе которой Рубенс — в который раз — обессмертил черты нежно любимой Елены Фоурман (с ней, тогда 16-летней, 53-летний художник вступил в 1630 году в свой второй брак именно в этой церкви; все пятеро их детей были крещены также здесь — Ю.К.), лишь на холсте осталась столь же юной и верной. Она предпочла новый брак почетному вдовству. Забыт и отец художника, блестящий юрист, славный не только ученостью, но и любовными победами. Все они остались лишь потому, что их изобразил Рубенс. «Не только в век свой, но навечно удостоился славы Апеллеса» — написано торжественной латынью на могильной плите.»
В церкви находится ещё немало примечательных произведений живописи. Вот, например, «Святая Троица» («HolyTrinity»), которую написал в 1620 году Hendrik van Balen:
Алтарный триптих «Поклонение царей» («Anbetung der Könige»), автор - Gerard Seghers:
Полотно великого Ван Дейка (VanDyck) «Святой Георгий и дракон» («St.Joris en de draak»):
К сожалению, для следующих произведений мы не можем указать точных авторов и названий:
А ещё в этой церкви прекрасный ассортимент наших любимых витражей!
Самым старым из них является «Тайная вечеря», уцелевший аж с 16-го века:
Вот ещё старые витражи:
А это — явно более «свежие»:
Вот — фрагмент интерьера церкви с витражами, алтарным полотном и алтарными скульптурами (на переднем плане — святой Пётр с ключами от рая):
И, наконец, я, любимый, после фотографирования очередного витража:
Вот и всё, что мы можем рассказать о церкви святого Иакова. Увы, многое осталось неохваченным, — посетите лично, посмотрите, напишите то, что не увидели мы, но увиделось Вам...
АНТВЕРПЕН. Церковь святого Иакова. Часть 2
Мы продолжаем рассказ об одном из интереснейших Храмов Антверпена — церкви святого Иакова (Sint-Jacobskerk).читать дальше