Итак, я завершаю описание своей поездки в Нью-Йорк в апреле 2015 года. Прежде всего хочу выразить искреннюю признательность моему старому другу Мееру Розенгаузу и его доброй и заботливой супруге Анне, которые приютили меня в своём доме в Бруклине. Кроме этого, Меер был настолько добр, что составил для меня подробные маршруты передвижения по городу с тем, чтобы я мог с минимальными потерями времени и сил достичь те объекты, которые я заранее наметил для посещения. К сожалению, мои физические возможности не вполне соответствовали моим планам, и потому кое-что из намеченного я не смог посетить; зато по дороге я увидел некоторые объекты, о существовании которых и не подозревал. Кроме того, Меер даже смог выкроить целый день, чтобы провести меня по самому насыщенному маршруту, пролегавшему через южную часть Манхаттана.
Но это ещё не всё! - впоследствии он потратил кучу времени на тщательное изучение первоначального варианта этих записок, и по его советам я внёс значительное количество существенных корректировок и уточнений. Думаю, это подвиг, который заслуживает всяческих уважения и благодарности!
Я приехал в Нью-Йорк через 21 год после первого — кратковременного — посещения этого полиса. В процессе подготовки к поездке я искал объекты, которые не охватываются стандартными туристскими маршрутами, и это, как мне кажется, было правильным решением. Похоже, что некоторые из описанных мной мест не знакомы многим «аборигенам».
Оборотной стороной такого подхода стала необходимость интенсивно пользоваться общественным транспортом. Как объяснил мне Меер, главное достоинство оного заключается в том, что он реально есть, ибо в подавляющем большинстве других городов Северной Америки с задачей осмотра достопримечательностей без туристского автобуса или автомобиля не справиться. К сожалению, я оказался весьма избалован пассажирским общественным транспортом Европы — прежде всего, Германии, - и потому глобальное отсутствие в Нью-Йоркском метро лифтов и эскалаторов (за весьма редкими исключениями) стало для меня неприятным сюрпризом. Правда, станции и поезда метро в этот приезд показались мне гораздо более чистыми, чем в предыдущий. Но набегался я по железным и иным лестницам на несколько лет вперёд.
Некоторые станции получили оригинальное оформление.
читать дальшеВот, например, какое панно я увидел в одном из вестибюлей:
Мне было относительно легко ориентироваться в метро благодаря заранее заготовленным советам Меера. Но
читать дальшепри всей его дотошности он, например, не сумел понятно объяснить мне, что, скажем, на 50-й улице для того, чтобы сменить направление движения, я должен был не перейти на другую платформу, как обычно, а сначала выйти на улицу, перейти на её другую сторону, а потом вновь войти в метро (потратив на это дополнительный билет). Впрочем, я его прекрасно понял: он просто не предполагал, что я по невнимательности войду на станцию не через нужный вход; я же потратил на поиск правильного продолжения движения примерно полчаса...
Надо сказать, что метро в Нью-Йорке, с точки зрения европейца, суть смесь городского транспорта и пригородных электричек — впрочем, нечто подобное есть и, например, во Франкфурте на Майне. Мне, например, приходилось ежедневно садиться в поезд F на станции «Авеню Х»:
расположенной на мосту над городским кварталом:
и около часа трястись только до Манхаттана, а далее, как правило, я с пересадками или без оных следовал дальше.
Отдельная песня — нью-йоркские автобусы. С одной стороны, они легко распознаются, ибо нумеруются соответственно тем улицам, по которым, в основном, движутся. Это прекрасно, но дело в том, что стриты в этом городе постоянно пересекаются авеню, и автобус останавливается на каждом перекрёстке. Люди неторопливо выходят, потом столь же неторопливо заходят (через одну и ту же дверь рядом с водителем!), и в итоге поездка очень быстро становится похожей на тренировку нервной системы...Так получилось, что я часто шёл по какой-то улице в одиночестве — то есть других пешеходов на ней почти не было. Это я к тому, что если бы у меня не было детально прописанного маршрута, то спросить дорогу зачастую просто было не у кого. Но уж если реально нужно было спросить, и удавалось зацепить кого-нибудь, чтобы задать вопрос, то ответ, как правило, давали исчерпывающий и даже порой проходили со мной небольшой отрезок пути до того места, откуда нужную мне цель можно было увидеть своими глазами. И все были доброжелательны и улыбчивы!
Вообще, за неделю бродяжничества по разным закоулкам города я не столкнулся ни с одним случаем агрессии или грубости! Повезло?
Но пора к делу. В последнем из нью-йоркских постов речь пойдёт о нескольких синагогах. Их, вообще-то, в Нью-Йорке десятки, а я расскажу только о четырёх, причём, как ни грустно, мне удалось побывать внутри только одной из них, поскольку я наивно рассчитывал, что эти Храмы работают примерно так же, как большинство христианских: в течение дня (хотя и там это правило действует не всегда — об этом можно прочитать в посте «Христианские храмы» от 16 мая 2015 года из этого же цикла). Зато в каждой из них имеются свои особенности.
Самая маленькая из известных мне синагог Нью-Йорка в то же время является и весьма примечательной.
читать дальшеК сожалению, мне не удалось попасть внутрь — обе двери были наглухо закрыты, - но я нашёл массу ранее мне неизвестной информации, которой хочу поделиться с читателями этого дневника.
Kehila Kedosha Janina (Община Янины) — синагога на 280 Broom street - построена в 1926-27 годах грекоязычными евреями — выходцами из северо-западной Греции. Это единственная синагога евреев-романиотов в западном полушарии:
К сожалению, когда я фотографировал, то не знал, что в самой верхней части здания в форме скрижалей приведены 10 Заповедей.
Романиотами называют евреев, живших в центральных районах Византии — в Малой Азии, на Балканах, частично в Крыму (так называемые «крымчаки» или евреи-раббаниты — в отличие от караимов и ашкеназов) и их потомков. Кстати сказать, в документах крымских ханов до захвата полуострова Россией (1783) крымчаки именуются иехудилер, то есть «евреи», - точно так же обозначаются и караимы. Различие между этими двумя группами не проводится ни в документах европейских колоний в Крыму, ни в книгах европейских путешественников, посещавших Крым в средние века. В разговорном языке крымских татар крымчаки назывались зюлюфлю чуфутлар (евреи с пейсами), а караимы —зюлюфсюз чуфутлар (евреи без пейсов).
Языком романиотов, в основном, был еврейско-греческий (однако крымчаки говорили на так называемом крымчакском языке, близком крымско-татарскому). Они носили в основном греческие родовые имена; даже их синагоги имели греческие названия.
Романиоты являются единственной общиной, корпус молитв которой «Нусах» сохранил в себе тексты и напевы, бытовавшие в Земле Израиля в 7 и 8 вв., после мусульманского захвата.
С годами исконная романиотская традиция была почти уничтожена. Однако в отдельных общинах евреи продолжали придерживаться романиотских обычаев и молиться по их древнему Нусаху. Но во время Катастрофы эти общины были почти полностью уничтожены.
Во всем мире сегодня существует только три полностью романиотских синагоги: в Афинах, Kehila Kedosha Janina в Нью-Йорке и в Янине.
Нью-йоркской синагоге присвоен статус памятника, о чём свидетельствует стела на стене здания.
Там подчёркивается, что задачей синагоги является увековечение традиционной литургии и обычаев евреев-романиотов:
К сожалению, несмотря на то, что в списке синагоги находятся имена почти трёх тысяч человек, бывают случаи, когда в субботу там не собирается миньян...
Так сложилось, что Община Янины в Нью-Йорке расположена в Чайна-Тауне. Место, доложу вам, специфическое. Вот, можете взглянуть — эта та самая улица Брум:
Мой рассказ будет неполным, если я не расскажу про истоки этой общины. Янина - это город в Греции, внутри городских стен в котором в конце 9 века была синагога. После изгнания евреев из Испании в 1492 г. многие из них поселились в разных городах Османской империи, в том числе и в Янине.
Город был крупным торговым центром юго-востока Европы. Большинство евреев занималось торговлей, многие — шелкоткачеством, красильным делом; некоторые были ювелирами, изготовляли изделия из серебра. В 1904 г. еврейское население Янины составляло 2500 человек. В это время в городе работали две синагоги, два молитвенных дома, еврейские мужская и женская школы, талмуд-тора (школа для мальчиков по подготовке к ешиве), около 10 еврейских благотворительных учреждений.
Вскоре после этого начался исход евреев-ремесленников из Янины из-за политических и экономических трудностей. Оставшиеся евреи стали заниматься сыроварением: они делали всемирно известную «Фету». К началу Второй мировой войны в общине состояли примерно 2 тысячи человек.
В 1943 году город перешел от фашистской Италии, которая была относительно терпима к евреям, в руки немцев. 25 марта 1944 года, в День независимости Греции, все евреи, оставшиеся в городе, были отправлены в Освенцим. Большинство из них были сразу же по прибытии в концлагерь убиты в газовых камерах. Лишь 164 еврея Янины уцелели, и около ста из них возратились в город после войны. Сегодня община состоит из 50 человек, и в ней остались одни старики...
На углу 5 авеню и 65 East Стрит стоит внушительное здание синагоги Эману-Эль (Emanu-El, на иврите «Бог с нами»)
читать дальше, построенной в мавританском стиле с элементами Ар-Деко:
Это — первый Храм реформистского (прогрессивного) иудаизма в Нью-Йорке. С момента своего основания (в основном, еврейскими эмигрантами из Германии) в 1845 году, он является самой большой реформистской синагогой, а сегодня, после нескольких перемещений из здания в здание (последнее — в 1929 году), и одной из крупнейших синагог в мире (несколько больше крупнейшей в Евразии Большой синагоги в Будапеште); в большом зале здесь могут сидеть 2500 человек.
К сожалению, синагога закрыта вне времени Б-гослужений, и потому я попасть внутрь не смог. Поэтому предлагаю две найденные в Интернете фотографии:
Многие из самых известных и богатых семей Нью-Йорка являются членами этой реформе церкви. Во дворе здесь, в частности, похоронен знаменитый мэр Нью-Йорка Эдвард Кох:
В 1930-х годах прошлого века к общине Emanu-El примкнуло большое число относительно бедных евреев, эмигрировавших из Восточной Европы и принесших с собой язык Идиш и ортодоксальное религиозное мышление. Политика же Emanu-El в то время определялась богатыми немецкоговорящими евреями, выходцами из Западной Европы, гражданская эмансипация которых побудила их отказаться от многих ортодоксальных ритуалов. Однако вновь прибывшие проявили заметную активность в общине и, вместе с тем, быстро ассимилировались в американское общество. В итоге взаимовлияния "аборигенов" и "новичков" произошёл известный сдвиг реформистских обычаев в сторону традиционного ритуала Б-гослужения.
В состав комплекса Эману-Эль входит интересный музей, о котором я уже рассказывал в посте «Еврейские музеи» от 23 апреля 2015.
Центральная синагога (Central Synagogue, Congregation Ahavath Chesed) находится на углу Лексингтон-авеню и 55-й Ист стрит. Построена в 1872 году в стиле мавританского Возрождения (в память об еврейском пребывании в мавританской Испании) как копия Большой синагоги в Будапеште
читать дальше:
Её отличительная особенность - пятиконечные звёзды на куполах башен:
Пятиконечная звезда (пентаграмма) у евреев ассоциируется со священным Пятикнижием, полученным Моисеем от Б-га. Она также встречалась на печатях Соломона (наряду с гексаграммой — шестиконечной звездой), поэтому её иногда называют звездой Соломона.
Это — старейшая постоянно функционирующая синагога Нью-Йорка. В 1975 году ей присвоен титул Национального исторического памятника:
Раввин Центральной синагоги с 2014 года — женщина! До этого назначения она три года служила здесь же кантором. Она не просто женщина — она дитя буддиста-иммигранта из Кореи и американской еврейки. Теперь 42-летняя Ангела Варник Бухдаль (Angela Warnick Buchdahl) возглавляет главную синагогу Соединённых Штатов!
В это синагоге до самого недавнего времени кантором тоже была молодая женщина! В общем, желающие могут посмотреть видео:
www.youtube.com/watch?v=-C-8f_SoNqg — 2013 год, кантор Ангела Бухдаль поёт «Кол Нидрей».
www.youtube.com/watch?v=Kjs9m0X-BHo — представление раввина Ангелы Бухдаль.
www.youtube.com/watch?v=VmqwRD8Vjew - проповедь раввина Ангелы Бухдаль на Песах: Modern Slavery (Современное рабство).
www.youtube.com/watch?v=iNiX91UYOjQ — 7 февраля 2015 года женское трио с участием раввина Ангелы Бухдаль исполняет «L'Cha Dodi».
L'Cha Dodi, Central Synagogue- Friday February 7, 2015
www.youtube.com/watch?v=2W_XxCh2b30 — 30 марта 2015 года кантор Юлия Кадрайн (Julia Cadrain) исполняет Sanctuary (Shaker Hymn)
История моего посещения Центральной Синагоги заслуживает отдельного изложения. Дело в том, что мой гостеприимный хозяин в Нью-Йорке, который живёт в этом городе уже не первый десяток лет, за всё это время как-то ни разу не попал в этот Храм. У меня есть почти уверенность, что он, на самом деле, не ставил это посещение целью, а предпринимал попытки при оказии, - и натыкался на закрытую дверь. Для меня эта ситуация стала вызовом: неужели я тоже (в свою единственную попытку) не смогу туда проникнуть?
Начало было разочаровывающим: двери были закрыты. Я покрутился вокруг, пофотографировал снаружи. Всё это время недалеко от входа стоял мужичок очень «русского» вида и говорил по телефону на довольно неуверенном английском. Что-то мне подсказывало, что у него в кармане есть нужный ключ. Но он же разговаривал, и подходить к нему было неприлично. Я попытался издали прожестикулировать о своём желании попасть внутрь, но он отрицательно покачал головой. Я решил всё же подождать, когда он закончит разговор. Ждать пришлось довольно долго. Но зато потом он, во-первых, извинился за столь долгое общение по телефону, а во-вторых, таки провёл меня в синагогу через в буквальном смысле «заднее крыльцо». Ну и, естественно, он был весь русскоязычный с Украины...
В синагоге шли приготовления к богатой бат мицве, и мой благодетель попросил меня не привлекать к себе внимания. Поэтому я здесь вынужден позаимствовать фотографию из Интернета: если бы попытался снять весь зал, то мне пришлось показаться обществу, которое, как выяснилось, специально просило, чтобы в зале не было посторонних:
Да и освещение было приглушённым, что отразилось на моих фотографиях:
Вот так оформлен арон а-кодеш (Ковчег Святыни) — хранилище для свитков Торы:
А вот орган и его пульт управления (увы, тоже вынуто из Интернета):
Шёл я как-то по тихой улочке под накрапывающим дождиком в направлении очередного объекта своего маршрута и вдруг заметил на заборчике справа любопытную табличку:
читать дальше
Внутри в небольшом дворике были видны могильные плиты:
Всё это производило впечатление запустения.
Впоследствии, при подготовке этого отчёта, я заинтересовался происхождением этого кладбища и наткнулся на информацию, о которой и не подозревал. Оказалось, что община Ширит Исраэль (Congregation Shearith Israel), она же Испанская и Португальская Синагога (The Spanish and Portuguese Synagogue), была основана в 1654 году и является старейшей еврейской общиной на территории Северной Америки:
С 1897 года ортодоксальная синагога общины располагается в неоклассическом здании на 70-й улице в Верхнем Вестсайде Манхэттена (70th Street on the Upper West Side of Manhattan) к западу от Центрального Парка:
tablet1
Внутрь здания я, естественно, не попал, поскольку и не пытался, но теперь, если Б-г даст мне возможность ещё раз оказаться в Нью-Йорке, постараюсь попасть обязательно, ибо, как показывает Интернет, там очень красиво:
Эта община являлась проводником новых идей и установлений в еврейской Америке. Именно здесь родилась идея консервативного иудаизма, отличающегося от ортодоксального и реформистского течений.
А общинных кладбищ минимум три внутри города и одно большое — на окраине. То, на которое наткнулся я, самое маленькое и запущенное...