Грех жаловаться!
На месте, которое сейчас занимает Старая Церковь (Oude Kerk) в Амстердаме, в 13-м веке находилась маленькая деревянная капелла с кладбищем. С начала 14-го века здесь стала строиться первая в Нидерландах церковь в три равновысоких нефа. читать дальше В начале 15-го века в северной части храма была пристроена капелла Св. Георгия, а ещё через столетие с гаком в южной части появилась капелла Св. Себастиана. В 16-м веке была увеличена высота основного здания и церковной башни.
К середине 20-го века здание церкви пришло в столь плохое состояние, что в 1951 году храм был закрыт на реставрацию, которая продолжалась 24 года. Последний косметический ремонт проходил здесь с 1994 по 1998 г.г. В итоге сегодня церковь выглядит как новенькая, но очень старинная и «совсем настоящая»; в последнем мы непосредственно убедились (кстати говоря, когда дискутируется вопрос, что лучше: разваливающееся на глазах или тщательно отреставрированное старинное здание, у меня лично нет однозначного ответа, поскольку и то, и другое может быть интересным — с разных точек зрения). Вот только заметим, что это, на самом деле, уже не церковь, поскольку службы там давно не проводятся, - это памятник архитектуры.
Башня Старой церкви видна издалека, и по мере приближения к ней выглядит всё красивее:


Вот так увидели мы Oude Kerk вблизи:




Церковь большая: её не просто осматриваешь, но по ней прогуливаешься, ибо много совершенно свободного пространства. Увы, фотографию такого пространства без посетителей нам сделать не удалось, пришлось позаимствовать в Интернете:

А вот так выглядит центральный неф в той части, в конце которой находится большой орган:

Эту и противоположную части нефа разделяет красивая перегородка:

В ней три великолепных окна:

Такое окошко можно использовать для фантазии на тему «Сижу за решёткой...»:

Вот так выглядит боковой неф из центрального:

В церкви чудесные витражи:



Скромная кафедра:

Первый орган появился в Старой церкви аж в 15-м веке. Через столетие был установлен новый инструмент, на котором в течение 44 (!) лет играл главный органист Oude Kerk, музыкант с европейской (в то время!) известностью Jan Pieterszoon Sweelinck, которого называли «Нидерландским Орфеем». Сегодня ему установлен небольшой памятник при входе в храм:


Когда в 1621 году Sweelinck умер, он был захоронен в Oude Kerk, и над местом его упокоения была установлена мемориальная доска:

А в 1726 году гамбургский мастер Christian Vater изготовил для церкви большой орган, который, однако, был установлен на нынешнюю позицию только через 12 лет, после завершения работ по возведению церковной башни; установку органа осуществлял мастер Johann Caspar Müller. И вот уже почти три века инструмент носит имя «Орган Фатер-Мюллер». Вот таким мы его увидели:



В Oude Kerk есть ещё и малый орган. Его история не менее заковыристая, нежели у большого: сначала здесь был установлен инструмент, изготовленный во второй половине 17-го века; однако с 1821 года в течение почти полутора веков малого органа в храме не было, и только в 1964-65 г.г., в период полной реставрации здания на старом месте появился новый инструмент, который вы можете увидеть на наших фотографиях:



В укромном уголке находится примечательное сооружение: модель непостроенного храма. История такова: в так называемый «Золотой век Голландии» («Dutch Golden Age»), а именно в 17-м веке вновь образованная Реформистская церковь решила построить на месте, где сегодня находится Площадь Рембрандта, Дом, который был призван стать самой большой протестанской церковью Западной Европы и сравниться размерами с собором Св. Петра в Риме. Архитектор Nicolaas Listingh получил заказ на построение модели будущего храма, однако сам Дом так и не был построен: денег не собрали... А модель перемещалась между разными церквями Амстердама, пока не остановилась в Старой церкви. В 1999 году она была отреставрирована:

На стенах церкви немало различных гербов и штандартов. Мы покажем парочку:


В полу Старой Церкви две с половиной тысячи захоронений, в которых погребено более десяти тысяч былых жителей Амстердама. Есть там священнослужители, адмиралы, бургомистры (некогда они назывались «регенты») Амстердама... Вот несколько заинтересовавших нас могильных плит (в некоторых видятся нам некие масонские знаки):




В Интернете я обнаружил портреты двух обретших вечный покой в полу Храма бургомистров; это Andries Bicker:

и Cornelis de Graeff:

Из их знаменитых «соседей» нам запомнились капитан Frans Banning Cocq, изображённый Рембрандтом в картине «Ночной дозор», и Kiliaen van Rensselaer — один из основателей поселения Новый Амстердам на Манхэттене, которое сейчас известно миру под названием Нью-Йорк. Но всех их превзошла своей посмертной славой Saskia van Uylenburg — возлюбленная великого Рембрандта, увековечившего её на своих полотнах:

В одном из приделов располагалась художественная выставка; увы, мы не располагаем именами авторов представленных на ней работ, но нам было интересно:






Мы просто не имеем права покинуть этот район Амстердама без упоминания о том, что Старая церковь находится в самом центре знаменитого квартала «красных фонарей»; знаменитые витрины со жрицами любви буквально окружают Oude Kerk с трёх сторон (а с четвёртой стороны там — канал). Посмотреть на них мы посмотрели, а вот фотографировать не решились, ибо устрашились рассказов о десятках камер на дне канала и ещё большем числе побитых за съёмку физиономий. Кстати говоря, мы с Александрой сошлись во мнении, что приятного «материала» там всё-таки существенно больше, нежели отталкиваюшего. Так что можем предложить только фотографии любопытного «памятника» в мостовой (прямо-таки рядом с церковью):

и знаменитого на весь мир памятника доблестным труженицам сексиндустрии под чудным названием «Прелестная»:



К середине 20-го века здание церкви пришло в столь плохое состояние, что в 1951 году храм был закрыт на реставрацию, которая продолжалась 24 года. Последний косметический ремонт проходил здесь с 1994 по 1998 г.г. В итоге сегодня церковь выглядит как новенькая, но очень старинная и «совсем настоящая»; в последнем мы непосредственно убедились (кстати говоря, когда дискутируется вопрос, что лучше: разваливающееся на глазах или тщательно отреставрированное старинное здание, у меня лично нет однозначного ответа, поскольку и то, и другое может быть интересным — с разных точек зрения). Вот только заметим, что это, на самом деле, уже не церковь, поскольку службы там давно не проводятся, - это памятник архитектуры.
Башня Старой церкви видна издалека, и по мере приближения к ней выглядит всё красивее:


Вот так увидели мы Oude Kerk вблизи:




Церковь большая: её не просто осматриваешь, но по ней прогуливаешься, ибо много совершенно свободного пространства. Увы, фотографию такого пространства без посетителей нам сделать не удалось, пришлось позаимствовать в Интернете:

А вот так выглядит центральный неф в той части, в конце которой находится большой орган:

Эту и противоположную части нефа разделяет красивая перегородка:

В ней три великолепных окна:

Такое окошко можно использовать для фантазии на тему «Сижу за решёткой...»:

Вот так выглядит боковой неф из центрального:

В церкви чудесные витражи:



Скромная кафедра:

Первый орган появился в Старой церкви аж в 15-м веке. Через столетие был установлен новый инструмент, на котором в течение 44 (!) лет играл главный органист Oude Kerk, музыкант с европейской (в то время!) известностью Jan Pieterszoon Sweelinck, которого называли «Нидерландским Орфеем». Сегодня ему установлен небольшой памятник при входе в храм:


Когда в 1621 году Sweelinck умер, он был захоронен в Oude Kerk, и над местом его упокоения была установлена мемориальная доска:

А в 1726 году гамбургский мастер Christian Vater изготовил для церкви большой орган, который, однако, был установлен на нынешнюю позицию только через 12 лет, после завершения работ по возведению церковной башни; установку органа осуществлял мастер Johann Caspar Müller. И вот уже почти три века инструмент носит имя «Орган Фатер-Мюллер». Вот таким мы его увидели:



В Oude Kerk есть ещё и малый орган. Его история не менее заковыристая, нежели у большого: сначала здесь был установлен инструмент, изготовленный во второй половине 17-го века; однако с 1821 года в течение почти полутора веков малого органа в храме не было, и только в 1964-65 г.г., в период полной реставрации здания на старом месте появился новый инструмент, который вы можете увидеть на наших фотографиях:



В укромном уголке находится примечательное сооружение: модель непостроенного храма. История такова: в так называемый «Золотой век Голландии» («Dutch Golden Age»), а именно в 17-м веке вновь образованная Реформистская церковь решила построить на месте, где сегодня находится Площадь Рембрандта, Дом, который был призван стать самой большой протестанской церковью Западной Европы и сравниться размерами с собором Св. Петра в Риме. Архитектор Nicolaas Listingh получил заказ на построение модели будущего храма, однако сам Дом так и не был построен: денег не собрали... А модель перемещалась между разными церквями Амстердама, пока не остановилась в Старой церкви. В 1999 году она была отреставрирована:

На стенах церкви немало различных гербов и штандартов. Мы покажем парочку:


В полу Старой Церкви две с половиной тысячи захоронений, в которых погребено более десяти тысяч былых жителей Амстердама. Есть там священнослужители, адмиралы, бургомистры (некогда они назывались «регенты») Амстердама... Вот несколько заинтересовавших нас могильных плит (в некоторых видятся нам некие масонские знаки):




В Интернете я обнаружил портреты двух обретших вечный покой в полу Храма бургомистров; это Andries Bicker:

и Cornelis de Graeff:

Из их знаменитых «соседей» нам запомнились капитан Frans Banning Cocq, изображённый Рембрандтом в картине «Ночной дозор», и Kiliaen van Rensselaer — один из основателей поселения Новый Амстердам на Манхэттене, которое сейчас известно миру под названием Нью-Йорк. Но всех их превзошла своей посмертной славой Saskia van Uylenburg — возлюбленная великого Рембрандта, увековечившего её на своих полотнах:

В одном из приделов располагалась художественная выставка; увы, мы не располагаем именами авторов представленных на ней работ, но нам было интересно:






Мы просто не имеем права покинуть этот район Амстердама без упоминания о том, что Старая церковь находится в самом центре знаменитого квартала «красных фонарей»; знаменитые витрины со жрицами любви буквально окружают Oude Kerk с трёх сторон (а с четвёртой стороны там — канал). Посмотреть на них мы посмотрели, а вот фотографировать не решились, ибо устрашились рассказов о десятках камер на дне канала и ещё большем числе побитых за съёмку физиономий. Кстати говоря, мы с Александрой сошлись во мнении, что приятного «материала» там всё-таки существенно больше, нежели отталкиваюшего. Так что можем предложить только фотографии любопытного «памятника» в мостовой (прямо-таки рядом с церковью):

и знаменитого на весь мир памятника доблестным труженицам сексиндустрии под чудным названием «Прелестная»:


