Грех жаловаться!
В этот раз мы хотим рассказать о некоторых примечательных скульптурах и памятниках Антверпена. читать дальше Как и в некоторых предыдущих постах, будет часто цитироваться прекрасная книга Владимира Ронина «Прогулки по Антверпену».
Самым посещаемым туристским объектом города является «Рыночная» или «Ратушная» площадь, находящаяся неподалёку от Собора Богоматери:

В центре площади находится знаменитый фонтан "Брабо" - по имени героя, по легенде, давшего название городу. Был такой злой великан Антигон, который не разрешал людям пересекать Шельду <она же Схелде – Ю.К.>, не заплатив ему дань, а непослушным отрубал кисть руки. Но нашёлся доблестный римский центурион Сильвиус Брабо, который победил великана, по доброй традиции отрубил ему кисть руки и выбросил ее в Шельду. По голландски "Hand werpen" и означает " выбросить руку". Этот фонтан стал таким же узнаваемым брендом города, как, например, Эйфелева башня в Париже или "Медный всадник" в Санкт-Петербурге:

Самым старым бронзовым памятником в Антверпене является монументальная скульптура Петера Пауля Рубенса (об этом гениальном художнике много написано в других постах антверпенского цикла — там, где речь идёт об его творениях). «Горожане воздвигли этот монумент тому, кто, как сказано в латинской надписи, был некогда одним из их сограждан.»:

Автором памятника является бельгийский придворный скульптор 19-го века Willem (Guillaume) Geefs (он был настолько знаменит, что Лев Николаевич Толстой лично приехал в Брюссель, чтобы заказать ему бюст только что умершего любимого брата Николеньки).
Как и многие другие антверпенские памятники, этот тоже менял места пребывания. Более того, процесс его установки занял аж 3 года: сначала не были собраны нужные деньги, и в 1840-м году, к 200-летию со дня смерти художника с грехом пополам была установлена гипсовая статуя (вторая отливка, ибо первая разбилась в мастерской); и только в 1843-м году удалось водрузить на постамент 15-тонную бронзовую статую, причём по дороге её уронили — к счастью, на песчаную почву бывшего кладбища...
Памятник великому художнику начала 17-го века Антону Ван Дейку (Anthonie van Dijck, он же Sir Anthony van Dyck) в 1992 году установлен на площади, переходя через которую улица Leysstraat становится улицей Meir. Изначально это творение местного скульптора Leonard de Kuyper (1856) стояло перед Академией изящных искусств, но «в 20-м веке его четырежды (!) переносили с места на место, так что острые на язык горожане предлагали даже поставить этот памятник на колёсики»:

На фасаде углового дома по улице Leysstraat находится горельеф с изображением ювелира Lodewyk van Bercken. „Легенда рассказывает, что именно он, живя во второй половине 15-го века в Брюгге, придумал резать алмаз с помощью другого алмаза. В Антверпене, мировом центре обработки драгоценных камней, Лодевейка ван Беркена считали основоположником этого ремесла»:

«В начале улицы Belgiёlei установлен памятник евреям, депортированным и погибшим во время гитлеровской оккупации (1997). Среди 25 тысяч евреев, увезённых из Бельгии в Освенцим и иные лагеря смерти с августа 1942 по июль 1944 г. больше трети — 9 тысяч — составляли жители Антверпена. Свыше половины были сразу же уничтожены в газовых камерах... Памятник поставлен на том месте, где в оккупированном Антверпене 14 апреля 1941 г. в день погрома в близлежащих синагогах <памятник находится сразу за границей — железнодорожным мостом-путепроводом — еврейского квартала Ю.К.> жгли драгоценные свитки Торы. Поэтому на пилоне памятника изображён горящий свиток Торы с золотыми буквами, образующими древнееврейское слово «захор» - «помни». Наверху, на платформе, стоят — одновременно и вместе, и порознь — бронзовые фигуры мужчины в робе заключённого, женщины и ребёнка. Черты их лиц стёрты, их обезличили, у них отняли индивидуальность. Они разделены, разлучены навеки стенами и рядами колючей проволоки»:



Перед памятником на небольших возвышениях укреплены памятные плиты. На центральной из них написано: «... Там, где царствуют злые духи и у людей больше нет имён...» И ниже: «В память о депортированных гражданах-евреях. 1940-45»:

На другой плите можно прочесть строки из Псалма 78: «Что слышали мы, и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей...»:

И на третьей плите начертано: «Мы в вечном долгу перед всеми, кто, рискуя собственной жизнью, вызволил нас из нацистского кошмара»:

На небольшой площади Teniersplaats устновлен памятник Давиду Тенирсу младшему (David Teniers de Jonge). «Знаменитый фламандский художник 17-го века, основатель Академии изящных искусств держит в руке выданное испанским королём в 1663 году разрешение на создание Академии»:

Памятник под названием «Arbeid Vrijheid» (Свобода труда, 2005 г.) создал современный скульптор Piotr Kuczyński - тот самый, который является автором скульптурной группы около входа в Собор Богоматери:

В конце улицы Meir находится «Рука» - скульптура, которую в 1986 году изваял французский скульптор 20-го века Henri de Miller. «В центре Антверпена «Рука» появилась в 1992-м году, когда город на реке Схелде <она же Шелда – Ю.К.> готовился на целый год стать «культурной столицей Европы». Скульптура символизирует открытость и гостеприимство Антверпена, а заодно и напоминает о легенде, связанной с происхождением его названия» (см. комментарий к фотографии фонтана «Брабо»):

«Там, где сходятся улицы Huidevettersstraat и Korte Gasthuisstraat, стоит смешной бронзовый «Озорник» (1976) — мальчик, повернувшийся к прохожим задом и приспустивший брюки:



Внизу, в «Песенке озорника», стихотворной надписи на антверпенском диалекте, маленький бесстыдник назван «родственником <брюссельского> Маннекена-Писа. Далее говорится, что это самая симпатичная попка во всём городе:

Считается, что, если погладить «Озорника» по мягкому месту, это обязательно принесёт счастье. С 1981 года эту фигурку, как и ту, что в Брюсселе, время от времени облачают в тот или иной наряд. Наконец, подобно Маннекену-Пису, «Озорника» неоднократно похищали, но в конце концов находили».
На крыше большого здания из стекла, бетона и дерева (очень красивое, между прочим, сочетание), в котором размещаются Королевская фламандская консерватория и Международный центр (Campus) искусств «deSingel»,

на высоте 44 метров установлен в 1999 году «Человек, измеряющий облака» (THE MAN WHO MEASURES THE CLOUDS или L'homme qui mesure les nuages), которого изваял годом раньше местный скульптор и художник Jan Fabre. Бронзовая фигура высотой почти 4 метра стоит на складной лесенке, устремив к небу руки с линейкой:




Добирались мы до этого облакомера долго и необычно. Сначала мы долго шли от ближайшей станции трамвая, потом долго искали вход, забираясь при этом всё выше и выше, оказавшись в итоге у самого подножья скульптуры, но — на этаж ниже. Зато, глядя сверху, мы всё-таки обнаружили людей и зафиксировали место их попадания в корпус (в то время, когда мы были в Антверпене, консерватория была на каникулах, а в «Сингле» работали только отдельные студии: там, кроме всего прочего, ещё и записывается разнообразная аудиопродукция.). Но, когда мы спустились вниз и зашли-таки внутрь, нам сказали, что на крышу посторонних не пускают. Однако мы же долго жили на Востоке: мы стали торговаться и упрашивать. В итоге, обнаружился «управдом» - горячий испаноговорящий парень, который, пожирая глазами Александру, поднял нас на служебном лифте на самую высокую точку, откуда до памятника было всего-то десяток ступенек по металлической лестнице без перил. Но у нас уже не было сил обниматься с облакомером — мы просто сфотографировали его вблизи и, вполне себе солоно похлебавшие, но сильно уставшие, продолжили своё путешествие по Антверпену...
«Импозантное здание в стиле «ар деко» - бывший (1931-1949 г.г.) Колониальный институт; в 1949 году он был переименован в Университет заморских территорий, который впоследствии, в 1965 году, вошёл в состав нового Антверпенского Университета. Сейчас в этом здании размещаются ректорат и администрация Университета. А перед ним стоят разные произведения современного искусства: на нашей фотографии можно увидеть «Люцифера» - дьявола в виде бездушного роботоподобного существа:

В скверике около улицы Sint-Jacobsmarkt (недалеко от церкви святого Якоба) стоит каменный «Oasemanneke“ (Малыш-оазис). Памятник был установлен в 1992 году от имени католической социально-культурной благотворительной организации «Движение без названия» (Bond zonder Naam), штаб-квартира которой находится неподалёку, в качестве её символа: «человек-оазис среди пустыни равнодушия». На подножной плите указан также девиз Движения: «укреплять в людях лучшие качества» (versterkt het beste in mensen). А мы для себя называем этот памятник «Маленький человек с большим сердцем»:

Ну, а теперь немножко поговорим о «мелочах». В общем ведь можно считать памятником и великолепное кованое оформление небольшого «поильного» фонтана:


Наше внимание привлекла обрушившая статуя ангела из группы скульптур, стоящей перед Королевским музеем изящных искусств. Ничего особенного в этой скульптуре, честно говоря, нет, но она так беззащитно лежит, причём никто её поднимать и тем более реставрировать не спешит, хотя и обнесли предупреждающим ограждением. Прямо настоящий «падший ангел»:


Вполне себе, на наш взгляд, примечательны различные рекламные скульптурки типа вот такого сэндвича (вкупе с Максовыми руками):

или такого вот «кулька с жареным картофелем»:

В качестве напоминания (об этом говорилось и это показывалось в различных постах, посвящённых нашей поездке по городам Бельгии) о бесчисленных изображениях Девы Марии покажем одну из антверпенских Дев:

Наконец, посмотрите произведение современного искусства на стене одного местного «ПТУ»:

А на закуску — симпатичный скелетик на фоне отражающегося в витринном стекле замка «Steen»:

Надо ли говорить, что мы смогли показать лишь примерно десятую часть памятников Антверпена?..
Самым посещаемым туристским объектом города является «Рыночная» или «Ратушная» площадь, находящаяся неподалёку от Собора Богоматери:

В центре площади находится знаменитый фонтан "Брабо" - по имени героя, по легенде, давшего название городу. Был такой злой великан Антигон, который не разрешал людям пересекать Шельду <она же Схелде – Ю.К.>, не заплатив ему дань, а непослушным отрубал кисть руки. Но нашёлся доблестный римский центурион Сильвиус Брабо, который победил великана, по доброй традиции отрубил ему кисть руки и выбросил ее в Шельду. По голландски "Hand werpen" и означает " выбросить руку". Этот фонтан стал таким же узнаваемым брендом города, как, например, Эйфелева башня в Париже или "Медный всадник" в Санкт-Петербурге:

Самым старым бронзовым памятником в Антверпене является монументальная скульптура Петера Пауля Рубенса (об этом гениальном художнике много написано в других постах антверпенского цикла — там, где речь идёт об его творениях). «Горожане воздвигли этот монумент тому, кто, как сказано в латинской надписи, был некогда одним из их сограждан.»:

Автором памятника является бельгийский придворный скульптор 19-го века Willem (Guillaume) Geefs (он был настолько знаменит, что Лев Николаевич Толстой лично приехал в Брюссель, чтобы заказать ему бюст только что умершего любимого брата Николеньки).
Как и многие другие антверпенские памятники, этот тоже менял места пребывания. Более того, процесс его установки занял аж 3 года: сначала не были собраны нужные деньги, и в 1840-м году, к 200-летию со дня смерти художника с грехом пополам была установлена гипсовая статуя (вторая отливка, ибо первая разбилась в мастерской); и только в 1843-м году удалось водрузить на постамент 15-тонную бронзовую статую, причём по дороге её уронили — к счастью, на песчаную почву бывшего кладбища...
Памятник великому художнику начала 17-го века Антону Ван Дейку (Anthonie van Dijck, он же Sir Anthony van Dyck) в 1992 году установлен на площади, переходя через которую улица Leysstraat становится улицей Meir. Изначально это творение местного скульптора Leonard de Kuyper (1856) стояло перед Академией изящных искусств, но «в 20-м веке его четырежды (!) переносили с места на место, так что острые на язык горожане предлагали даже поставить этот памятник на колёсики»:

На фасаде углового дома по улице Leysstraat находится горельеф с изображением ювелира Lodewyk van Bercken. „Легенда рассказывает, что именно он, живя во второй половине 15-го века в Брюгге, придумал резать алмаз с помощью другого алмаза. В Антверпене, мировом центре обработки драгоценных камней, Лодевейка ван Беркена считали основоположником этого ремесла»:

«В начале улицы Belgiёlei установлен памятник евреям, депортированным и погибшим во время гитлеровской оккупации (1997). Среди 25 тысяч евреев, увезённых из Бельгии в Освенцим и иные лагеря смерти с августа 1942 по июль 1944 г. больше трети — 9 тысяч — составляли жители Антверпена. Свыше половины были сразу же уничтожены в газовых камерах... Памятник поставлен на том месте, где в оккупированном Антверпене 14 апреля 1941 г. в день погрома в близлежащих синагогах <памятник находится сразу за границей — железнодорожным мостом-путепроводом — еврейского квартала Ю.К.> жгли драгоценные свитки Торы. Поэтому на пилоне памятника изображён горящий свиток Торы с золотыми буквами, образующими древнееврейское слово «захор» - «помни». Наверху, на платформе, стоят — одновременно и вместе, и порознь — бронзовые фигуры мужчины в робе заключённого, женщины и ребёнка. Черты их лиц стёрты, их обезличили, у них отняли индивидуальность. Они разделены, разлучены навеки стенами и рядами колючей проволоки»:



Перед памятником на небольших возвышениях укреплены памятные плиты. На центральной из них написано: «... Там, где царствуют злые духи и у людей больше нет имён...» И ниже: «В память о депортированных гражданах-евреях. 1940-45»:

На другой плите можно прочесть строки из Псалма 78: «Что слышали мы, и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей...»:

И на третьей плите начертано: «Мы в вечном долгу перед всеми, кто, рискуя собственной жизнью, вызволил нас из нацистского кошмара»:

На небольшой площади Teniersplaats устновлен памятник Давиду Тенирсу младшему (David Teniers de Jonge). «Знаменитый фламандский художник 17-го века, основатель Академии изящных искусств держит в руке выданное испанским королём в 1663 году разрешение на создание Академии»:

Памятник под названием «Arbeid Vrijheid» (Свобода труда, 2005 г.) создал современный скульптор Piotr Kuczyński - тот самый, который является автором скульптурной группы около входа в Собор Богоматери:

В конце улицы Meir находится «Рука» - скульптура, которую в 1986 году изваял французский скульптор 20-го века Henri de Miller. «В центре Антверпена «Рука» появилась в 1992-м году, когда город на реке Схелде <она же Шелда – Ю.К.> готовился на целый год стать «культурной столицей Европы». Скульптура символизирует открытость и гостеприимство Антверпена, а заодно и напоминает о легенде, связанной с происхождением его названия» (см. комментарий к фотографии фонтана «Брабо»):

«Там, где сходятся улицы Huidevettersstraat и Korte Gasthuisstraat, стоит смешной бронзовый «Озорник» (1976) — мальчик, повернувшийся к прохожим задом и приспустивший брюки:



Внизу, в «Песенке озорника», стихотворной надписи на антверпенском диалекте, маленький бесстыдник назван «родственником <брюссельского> Маннекена-Писа. Далее говорится, что это самая симпатичная попка во всём городе:

Считается, что, если погладить «Озорника» по мягкому месту, это обязательно принесёт счастье. С 1981 года эту фигурку, как и ту, что в Брюсселе, время от времени облачают в тот или иной наряд. Наконец, подобно Маннекену-Пису, «Озорника» неоднократно похищали, но в конце концов находили».
На крыше большого здания из стекла, бетона и дерева (очень красивое, между прочим, сочетание), в котором размещаются Королевская фламандская консерватория и Международный центр (Campus) искусств «deSingel»,

на высоте 44 метров установлен в 1999 году «Человек, измеряющий облака» (THE MAN WHO MEASURES THE CLOUDS или L'homme qui mesure les nuages), которого изваял годом раньше местный скульптор и художник Jan Fabre. Бронзовая фигура высотой почти 4 метра стоит на складной лесенке, устремив к небу руки с линейкой:




Добирались мы до этого облакомера долго и необычно. Сначала мы долго шли от ближайшей станции трамвая, потом долго искали вход, забираясь при этом всё выше и выше, оказавшись в итоге у самого подножья скульптуры, но — на этаж ниже. Зато, глядя сверху, мы всё-таки обнаружили людей и зафиксировали место их попадания в корпус (в то время, когда мы были в Антверпене, консерватория была на каникулах, а в «Сингле» работали только отдельные студии: там, кроме всего прочего, ещё и записывается разнообразная аудиопродукция.). Но, когда мы спустились вниз и зашли-таки внутрь, нам сказали, что на крышу посторонних не пускают. Однако мы же долго жили на Востоке: мы стали торговаться и упрашивать. В итоге, обнаружился «управдом» - горячий испаноговорящий парень, который, пожирая глазами Александру, поднял нас на служебном лифте на самую высокую точку, откуда до памятника было всего-то десяток ступенек по металлической лестнице без перил. Но у нас уже не было сил обниматься с облакомером — мы просто сфотографировали его вблизи и, вполне себе солоно похлебавшие, но сильно уставшие, продолжили своё путешествие по Антверпену...
«Импозантное здание в стиле «ар деко» - бывший (1931-1949 г.г.) Колониальный институт; в 1949 году он был переименован в Университет заморских территорий, который впоследствии, в 1965 году, вошёл в состав нового Антверпенского Университета. Сейчас в этом здании размещаются ректорат и администрация Университета. А перед ним стоят разные произведения современного искусства: на нашей фотографии можно увидеть «Люцифера» - дьявола в виде бездушного роботоподобного существа:

В скверике около улицы Sint-Jacobsmarkt (недалеко от церкви святого Якоба) стоит каменный «Oasemanneke“ (Малыш-оазис). Памятник был установлен в 1992 году от имени католической социально-культурной благотворительной организации «Движение без названия» (Bond zonder Naam), штаб-квартира которой находится неподалёку, в качестве её символа: «человек-оазис среди пустыни равнодушия». На подножной плите указан также девиз Движения: «укреплять в людях лучшие качества» (versterkt het beste in mensen). А мы для себя называем этот памятник «Маленький человек с большим сердцем»:

Ну, а теперь немножко поговорим о «мелочах». В общем ведь можно считать памятником и великолепное кованое оформление небольшого «поильного» фонтана:


Наше внимание привлекла обрушившая статуя ангела из группы скульптур, стоящей перед Королевским музеем изящных искусств. Ничего особенного в этой скульптуре, честно говоря, нет, но она так беззащитно лежит, причём никто её поднимать и тем более реставрировать не спешит, хотя и обнесли предупреждающим ограждением. Прямо настоящий «падший ангел»:


Вполне себе, на наш взгляд, примечательны различные рекламные скульптурки типа вот такого сэндвича (вкупе с Максовыми руками):

или такого вот «кулька с жареным картофелем»:

В качестве напоминания (об этом говорилось и это показывалось в различных постах, посвящённых нашей поездке по городам Бельгии) о бесчисленных изображениях Девы Марии покажем одну из антверпенских Дев:

Наконец, посмотрите произведение современного искусства на стене одного местного «ПТУ»:

А на закуску — симпатичный скелетик на фоне отражающегося в витринном стекле замка «Steen»:

Надо ли говорить, что мы смогли показать лишь примерно десятую часть памятников Антверпена?..