Через месяц моему младшему сыну исполнится 12 лет. Он, естественно, знает, что такое Шоа или Холокост, но не хочет обсуждать это — говорит, что ему неприятно. Я прекрасно его понимаю: мне тоже неприятно. Но, в отличие от него, я уже понимаю, что в мире есть множество людей, которые хотели бы предать это страшное событие полному забвению и что нет лучшего средства помочь им, нежели не говорить об этом. Это прекрасно понимают и принимающие решения люди в Германии, где я последние годы имею удовольствие проживать: здесь о Холокосте обязательно рассказывают в школах, школьников возят посмотреть превращённые в мемориалы концлагеря, люди выходят на улицы, протестуя против редких выступлений пока, к счастью, немногочисленных неонацистов. Увы, в стране-носителе родного для меня языка ситуация существенно иная...
Некоторое время назад старые друзья подарили мне короткую поездку в Ригу. Последний раз я был в этом любимом мной городе ещё при «Софье Власьевне», и по прошествии более чем двадцати лет было очень приятно узнавать знакомые места и сооружения, встречаться со старыми (увы, не только в переносном смысле) знакомыми. И уж очень интересно было увидеть то новое, что появилось в Риге за это время. Так получилось, что среди них — все новые мемориалы, связанные с Холокостом, в котором есть, к сожалению, и печальные страницы, заполненные в Риге.
Сразу скажу, что, к великому сожалению, у меня не хватило времени, чтобы побывать в совсем недавно открытом Музее Холокоста. Но я попробую рассказать о трёх мемориалах в память убиенных в страшные годы Второй мировой войны.
На перекрёстке улиц Гоголя и Дзирнаву в паре остановок от Центрального вокзала находятся мемориальные руины Большой Хоральной синагоги (Di greij hor šul).
читать дальше До Второй мировой войны это была самая большая из всех рижских синагог.

Её строительство было начато в 1864 году, а открылась синагога в 1871. Рядом с ней была также построена ритуальная баня — миква.
Синагога славилась по всей Риге своими хорами и канторами (служителями-певцами). Нередко бывало, что во время иудейских праздников и приверженцы христианской веры приходили в синагогу слушать канторов и хоры.
4 июля 1941 года Большая хоральная синагога была сожжена латышскими коллаборационистами при участии немецких военных. Пожарным было поручено следить за тем, чтобы огонь не затронул соседние здания, но самоё синагогу тушить было запрещено. При сожжении погибли около 500 евреев, которые находились внутри синагоги, в том числе беженцы из Шяуляя.
После Войны на основе руин Большой синагоги был сооружён мемориал:





Нельзя не сказать о том, что на территории Латвии к моменту освобождения её от нацистской оккупации выжило по разным данным от 300 до 1000 евреев. Большинство из них уцелело благодаря помощи других жителей Латвии. Израильский Институт Катастрофы и героизма Яд ва-Шем присвоил почти 130-ти жителям Латвии, спасавшим евреев от нацистского геноцида с риском для себя и своих близких, звание «праведника народов мира». Самым известным среди латвийских праведников является Жанис Липке, спасший вместе со своей женой Иоганной 56 евреев.
Из известных людей в спасении евреев участвовал актёр Янис Осис, который в своей квартире прятал учёного—медика В. Гольдберга, а также профессор архитектуры (во время оккупации бывший деканом факультета архитектуры Латвийского университета) Артур Круминьш, семья которого в своей квартире в самом центре Риги с декабря 1941 года до октября 1944 укрывала евреев отца и сына Прессов.
4 июля 2007-го года, в День памяти жертв геноцида еврейского народа рядом с синагогой был открыт памятник Жанису Липке и другим спасителям евреев.
читать дальше Памятник представляет собой большую падающую стену, которая грозит уничтожить еврейский народ, а колонны, подпирающие её, символизируют спасителей:

На колоннах написаны имена тех, кто на свой страх и риск спасли от смерти свыше 400 евреев.

Памятник (автор Элина Лаздиня) был сооружён под патронажем Президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги и при поддержке Правительства Латвии, Муниципалитета Риги, Еврейской общины Латвии и музея «Евреи в Латвии».
Сразу после того, как в июне-июле 1941-го года в Латвию вошли нацисты, в районе, примыкавшем к Большой хоральной синагоге, было организовано еврейское гетто. А уже 30 ноября и 8 декабря 1941-го года в Румбульском лесу вблизи Риги руками латышских коллаборационистов и националистов были убиты около 24 тысяч латвийских евреев из рижского гетто и около тысячи евреев, привезённых накануне поездом из Германии.
читать дальше Операцией руководил обергруппенфюрер СС и генерал СА Фридрих Еккельн.
Советские военнопленные (затем все они были убиты) вырыли в лесу три огромных рва. 29 ноября 1941 года команда коллаборационистов пригнала евреев из рижского гетто в лес на окраину города, где ночью они были расстреляны. При этом сотни людей были убиты в самом гетто. Среди убитых был известный еврейский историк Семён Дубнов.
Для удобства применялся способ, который Еккельн называл «пачкой сардин». Евреев заставляли раздеваться и ложиться в яму лицом вниз сверху на уже убитых, после чего расстреливали.
Как показал один из свидетелей: «На расстрел гнали женщин с детьми, детей было очень много, у иных матерей было 2-3 ребёнка. Много детей шли в колоннах под усиленной охраной полиции. В декабре 1941 года, утром, около 8 часов, немецкие фашисты гнали на истребление 3 большие партии детей школьного возраста. В каждой партии было не менее 200 детей. Дети страшно плакали, звали своих матерей, вопили о помощи. Все эти дети были истреблены в румбульском лесу. Детей не стреляли, а убивали ударами автоматов и рукоятками пистолетов по голове и сваливали прямо в яму. Когда засыпали могилу, то ещё не все были мертвы, и колыхалась земля от закопанных тел».
После первого Румбульского расстрела в рижской газете «Тевия» 1 декабря 1941 года выступил журналист Янис Мартинсонс со статьёй «Борьба против жидовства», отметив: «Наконец, пришло время, когда почти все нации Европы научились распознавать своего общего врага — жида. Почти все народы Европы начали войну против этого врага, как на полях сражений, так и в деле внутреннего строительства. И для нас, латышей, пришел этот миг…»
Многие годы после войны место массового убийства на Румбуле не было отмечено. Только после долгих лет настойчивых обращений, в 1964 году, местным еврейским активистам удалось преодолеть противодействие советских властей и добиться открытия памятного камня с надписью «Жертвам фашизма» на латышском и русском языке, а также на идише.
После реобретения Латвией независимости на этом месте был построен внушительный мемориал. У меня не было возможности (да и желания тоже) производить опрос населения Риги — я просто доверяю мнению коренного рижанина, моего доброго знакомого и весьма разумного человека, который уверял меня, что для подавляющего большинства рижан слово Румбула означает всего лишь автомагазины и автосервис, а о мемориале многие даже и не подозревают. Частично я убедился в этом, когда приехал на указанную мне остановку и увидел большую площадь, заставленную автомагазинами, автосервисом и другими подобными организациями, чьи работники, при очевидном понимании ими русского языка, не могли мне объяснить, где находится мемориал. К счастью, владелец шиномонтажа показал-таки мне направление движения, а там-де «сам увидишь». И я, действительно, увидел...
На обочине дороги и нависая над ней, стоит необычная конструкция, несущая в себе массу смыслов: тут и колючая проволока ограды гетто и концлагерей, и ритуальные камни, которые евреи выкладывают на свои мемориалы вместо цветов, и напоминание об основном оружии убийства:


От этого сооружения отходит дорога, на обочине которой сразу же видишь памятный столбик:

Далее такие столбики сопровождают путника по всему его пути по мемориалу, показаному на одной из двух стел, установленных на поляне, куда выводит первый отрезок дороги:



Надписи на стелах сделаны на латышском, английском и немецом языках, а также на иврите. Они сообщают, что Мемориал жертвам нацистского террора реконструирован в 2002-м году при финансовой поддержке Латвии, США, Израиля, Германии и частных спонсоров. Официальное открытие состоялось 21 сентября 2005 года в присутствии Президента Израиля Моше Кацава и Президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги.
От этой поляны дорога ведёт в лес, проходя между двумя стелами, которые на четырёх языках повествуют о том, что я написал в преамбуле к этой части поста:


И ещё одна стела с рвущим душу текстом:

«По этой дороге в ноябре и декабре 1941 года нацисты и их местные пособники гнали на смерть в Румбулский лес тысячи евреев из Рижского гетто. Возведение этого монумента финансировал бывший узник гетто Борис Клиот, чьи отец Мозес, мать Роза, сёстры Песя, Мира, Берта и Сара также были убиты в Румбуле»
И вот показывается основное сооружение мемориала:

Из гранитных камней, олицетворяющих пригнанных на казнь евреев, произрастает величественная Менора, уходящая корнями в свой народ:


На камнях нанесены имена:

На одном из камней укреплена трогательная табличка:

Камни-жертвы не только сосредоточены около Меноры в пределах выложенной на земле Звезды Давида, но и стоят поодаль:

Тут же находится упомянутый выше памятный камень 1964-го года с укреплённой на нём впоследствии «разъяснительной» табличкой:


А далее идут братские могилы, оформленные в виде прямоугольников разного размера с установленными на них гранитными монолитами:


Таких могил — много; некоторые — рядом друг с другом, иные разделены несколькими десятками метров; какие-то — рядом с дорогой, другие — в небольшом овражке...
Одним из мест массового уничтожения людей стал также находящийся близ Риги Бикерниекский лес
читать дальше (название надо произносить с ударением на первом слоге, проглатывая второе «е»).
Расстрелы в этом лесу начались 7 июля 1941 года, первыми жертвами стали несколько тысяч мужчин. До конца сентября 1941 года в Бикерниеки было убито 5 тысяч евреев. В 1942 году здесь были убиты 12 тысяч евреев из Австрии, Германии и Чехословакии, в 1943-м — нетрудоспособные узники Рижского гетто, а в 1944-м — нетрудоспособные узники концлагеря Кайзервальд.
Сначала расстрелы осуществляли немцы совместно с местными коллаборационистами, а в дальнейшем именно коллаборационисты и латышские националисты стали основными исполнителями массовых казней.
В начале 1946 года в Риге прошёл судебный процесс над рядом немецких военных и полицейских начальников, виновных в массовых убийствах мирного населения СССР. Семь бывших немецких генералов и офицеров, в том числе Фридрих Еккельн, были приговорены к смертной казни и публично повешены в Риге 3 февраля 1946 года.
По данным Чрезвычайной комиссии по расследованию нацистских преступлений всего в Бикерниеки было убито 46 500 человек. По мнению современных учёных, всего там было убито около 35 тысяч человек, из них примерно 20 тысяч евреев. Всего в лесу обнаружено, по разным данным, 55 или 57 массовых захоронений.
30 ноября 2001-го года на месте массовых захоронений был открыт мемориальный комплекс (архитектор Сергей Рыж). Поддержку проекту оказали Федеративная Республика Германия, Национальный фонд Австрийской Республики и города-члены организации «Комитет Германия-Рига».
Опознавательным знаком мемориала является вот это придорожное сооружение:

Слева видна гранитная стела, на которой на латышском, английском, русском языках и на иврите написано: «Здесь, в Бикерниекском лесу, в 1941-1944 годах нацисты и их добровольные пособники тысячами убивали евреев Латвии, Германии, Австрии и Чехии, политзаключённых и советских военнопленных».
Выложенная плитами дорожка (на которой, кстати сказать, в первый и последний раз за время пребывания здесь и в Румбуле я встретил других посетителей) выводит вас на небольшую поляну, на которой плотно друг к другу стоят уже знакомые нам по Румбуле камни-смертники:

Тут целый город таких камней со своими улицами и отдельными кварталами, на которых размещены названия городов, откуда привозили узников для умерщвления в Бикерниеки:



Всего я насчитал тридцать три населённых пункта, чьи бывшие жители трагически завершили здесь свой жизненный путь:
Bamberg
Bayreuth
Berlin
Billerbeck
Bocholt
Bochum
Bremen
Brno
Bünde
Coburg
Coesfeld
Dortmund
Dresden
Dusseldorf
Fürth
Gütersloh
Haltern am See
Hannover
Kassel
Kiel
Magdeburg
Marburg
Marl
Nürnberg
Osnabrück
Paderborn
Praha
Riga
Stadtlohn
Steinfurt
Stuttgart
Terezin
Wien
На памятных стелах в начале дороги к мемориалу и на многих камнях внутри его можно увидеть памятные камушки, которые евреи оставляют на могилах своих близких или в тех местах, где эти могилы могут быть:


Весь этот город памяти располагается вокруг центрального сооружения мемориала: чёрного гранитного куба с белым мраморным балдахином над ним:



Куб задуман, как символический алтарь. На нём на латышском, русском, немецком языках и на иврите высечены слова из книги Иова (16:18):

На верхней грани куба — те же памятные камушки:

На придорожных «плачущих» столбиках, знакомых нам уже по Румбуле и расположенных вдоль всей дороги через мемориал, изображены символы, обозначающие разные группы жертв, покоящихся здесь: звезда Давида, терновый венец и крест:



Весь мемориал лежит в низине. А над ним, в лесу, братские могилы:

По обе стороны вот этой дорожки, в том числе в овражках:
Не забудем: здесь упокоились тридцать пять тысяч человек!
Спасибо за этот пост...
Вечная память безвинно погибшим...
Не нравится, как подана информация? Нет ничего проще!
Открывайте свой дневник - и пишите!
Там же, у себя, можете провести политинформацию.
А здесь - не место для ваших экскурсов в прошлое и оценок настоящего.
Как жаль, что Вас не научили элементарной вежливости.
Не принимайте мой коммент, как приглашение к разговору.
Дискутировать с Вами у меня нет никакого желания
Если посчитаете нужным, можете мой коммент удалить...
Милый друг, я Вам благодарен! Какими ветрами занесло в мой дневник этого психопата? К сожалению, таких много, и все они до чрезвычайности озабочены потребностью кого-то поучать и критиковать...
Спасибо! Я высоко ценю наши добрые отношения!