Еврейских музеев в Нью-Йорке немало. Но все посетить я не планировал. Выбрал три. По-моему, выбрал удачно. Впрочем, судите сами.
На 92-й стрит, рядом с 5-й Авеню находится изумительный особняк Felix Warburg Mansion. Здание было спроектировано архитектором C.P.H. Гилбертом и построено в 1909 году. Оно заняло достойное место в ряду примечательных зданий, выстроившихся вдоль и чуть поодаль 5-й Авеню и смотрящих через неё на Центральный Парк.

читать дальшеВ 1944 году Фрида Варбург пожертвовала фамильный особняк Еврейской теологической семинарии, а в 1947 году в доме был открыт Еврейский музей.
Мне этот музей показался интереснее других подобных музеев Нью Йорка. Экспозиция в нём расположена достаточно свободно со внятными, подробными пояснениями, много очень интересных экспонатов, в том числе произведений искусства.
Моё внимание привлекли фрагмент погребального сооружения из Рима (3-4 век):

современный ему фрагмент саркофага из Израиля:

и фрагмент мозаичного пола из израильской синагоги 4-5 века:

Пол одного из залов музея представляет собой копию мозаичного пола синагоги Бет Альфа 6 века:

Меня впечатлил фрагмент мозаичной стены с нишами для тиким со свитками Торы из синагоги Исфахана, Персия ( датируется 16-м веком):

Очень красив, по-моему, Арон а-Кодеш (ковчег для свитков Торы) из синагоги Адат Ешурум города Sioux City штат Айова (эта община была основана иммигрантами из России), изготовленный в 1899 году мастером Абрамом Шулькиным:

Мне показался очень забавным так называемый «Свадебный диван»: я впервые видел подобный предмет мебели:

Этот диван был подарен раввином еврейской общины Данцига (Гданьска) Шломо Фридлендером и его супругой Деборой в 1838 году. Он использовался во время свадебной церемонии на этапе наложения вуали на невесту.
Среди многочисленных произведений искусства, находящихся в музее, мне особо понравились
синагогальная ханукия из Восточной Европы:

две работы Марка Шагала из цикла «История Исхода»: «Моисей отверзает водопад из скалы»:

и «Моисей получает десять Заповедей»

две работы Макса Вебера «Талмудисты»:

и «Натюрморт с халой»

а также симпатичный мужской портрет работы венца Исидора Кауфмана:

В западном конце Бэттери парка, что в нижнем Манхаттане, находится Музей Еврейского Наследия и Мемориал Холокоста (The Museum of Jewish Heritage). Музей не только содержит массу любопытных экспонатов, но и сделан по всем правилам мультимедийного информационного центра: повсюду из телевизоров и скрытых динамиков звучат голоса иммигрантов разных лет, рассказывающих о жизни в Европе, о холокосте, о своем переезде в Америку.
читать дальшеВ этом смысле он предоставляет громадное количество интереснейшей информации, но в нём совершенно бессмысленно фотографировать — это то же самое, что пытаться фотографировать внутри Яд Вашем. Но там хотя бы есть, что посмотреть и запечатлеть вне музея, а здесь — практически ничего. Поэтому я предлагаю посмотреть на главный вход:

и фрагмент здания, содержащий основную трёхэтажную экспозицию и построенный в виде ацтекской пирамиды:

Обратите внимание на чёрные прямоугольники, расположенные на мостовой перед музеем, - это фонтаны, в которых вода, заполняя всё внутреннее пространство, равномерно спадает вниз по всем сторонам:

У меня не было времени и возможности поинтересоваться идеей этих фонтанов, но их форма напомнила мне братские могилы в Латвии на местах массовых расстрелов во время гитлеровской оккупации: на них установлены вот такие же прямоугольники, которые, впрочем, наполнены не водой, а землёй...На углу 5 авеню и 65 Стрит стоит внушительное здание синагоги общины Эману-ель, построенной в Мавританском стиле с элементами Ар Деко. Это редкое и необычное сочетание стилей. Синагога построена в 1928 году и является самой большой в Нью-Йорке, рассчитанной на 25 000 посадочных мест. Внутри она, говорят, украшена великолепной мозаикой.
читать дальшеК сожалению, попасть в неё среди недели оказалось невозможным, а в шаббат у меня были другие планы. Но в этом здании на 4-м этаже (вход с 65-й стрит) находится небольшой, но очень интересный музей, подаренный общине Эману-эль супругами Гербертом и Эйлир Бернард:

Поднимаемся на красивом лифте, устроенном Гербертом Бернардом и посвящённом памяти его родителей:

и попадаем в помещения музея. Нас встречает сам основатель:

Экспозицию можно условно разделить на предметную часть и на ареал изобразительного искусства. В предметной части внимание привлекают два раритетных национальных костюма: мужской бухарский 19-го века

и женский свадебный марокканский начала 20-го века:

Представлен здесь комплект оформления свитка Торы, изготовленный в конце 19-го века во Франкфурте на Майне и подаренный видным финансистом и филантропом Яковом Шифом и его женой Терезой по случаю конфирмации их дочери Фриды. Комплект состоит из короны Торы (кетер Тора):

набалдашников для катушек Торы (римоним):

и щита для Торы (тас) с указкой (яд):

Есть здесь ещё один щит с указкой, изготовленные в первой половине 19-го века в Восточной Европе:

Еврейскому ритуальному искусству известны два способа облачения свитка: тканный футляр меиль ле-сефер Тора — он распространён в Европе и Северной Америке, - и твёрдый футляр (ящик или шкафчик) тик ле-сефер Тора - он используется в восточных общинах: Ираке, Иране, Китае, Северной Африке, Сирии, Йемене, Индии. Тик ставят на стол, раскрывают, но свиток не вынимают и читают вертикально. В музее представлен свиток Торы в тике, изготовленный в Китае в конце 19-го века; он использовался в общине Багдади города Калькутта (Индия):

Моё внимание привлекли также три необычные ханукии; одна изготовлена в Польше в 17-м веке:

происхождение другой осталось для меня неизвестным:


а третья — современного дизайна, её изготовил американский мастер Albert Paley в 1995 году:

В другом помещении музея была выставлена серия работ художника Дэвида Вендера (David Wander), посвящённая визуализации Библии, а именно её разделов Эстер, Рут, Песня песней, Плач, Иона, Давид, Юдифь и Голем из Праги. Вендер использовал техники туши, темперы, акварели и коллажа. Естественно, что я не мог запечатлеть весь представленный объём работ, но надеюсь, что несколько фотографий помогут представить технику и масштаб экспозиции (используемые художником тексты — это мидрашим):


