После Германии в Италии особенно бросается в глаза такая особенность тамошней жизни, которую Александра определяла термином „Дольче вита“, а я называл просто безалаберностью. Проявляется она в мелочах, но буквально на каждом шагу. Вот примеры:
читать дальше
доступные туристам городские схемы и планы, как правило, не содержат понятно обозначенных маршрутов городского транспорта, где остановки были бы реально сопряжены с местными достопримечательностями;
на остановках городского транспорта есть указания о времени прихода автобусов или трамваев, но далеко не всегда есть наименования остановок того или иного маршрута;
в автобусах и трамваях, как правило, нет объявлений о следующей остановке, хотя в некоторых имеются табло для этого; однако туда выводится малополезная информация типа наименования конечной остановки маршрута или сообщения о том, что автобус не проедет следующую – при этом не называемую - остановку (всё вышесказанное не относится к миланскому метрополитену, в упрёк которому можно поставить разве что малое количество эскалаторов);
в Милане, Венеции и Триесте вблизи от основных туристских маршрутов нам не удалось найти ни одной возможности купить (в очень жаркие дни!) более или менее дешёвые напитки или мороженое: всё вокруг оккупировано едальными заведениями, в которых эти вещи стоят в пять и более раз дороже, чем в супермаркетах (это, правда, скорее уже не безалаберность, а – наоборот – целенаправленность: ведь недорогую еду – исключая Макдоналдс - и супермаркеты тоже надо было далеко и долго искать...);
большинство жителей туристских центров не говорят – по их уверениям – ни на каком языке, кроме итальянского; это очень напомнило нам их северных соседей-французов; правда, надо отметить, что итальянец, признаваясь в своём одноязычии, делает это с оттенком сожаления, в то время как француз – с неким вызовом... Нам было легче, поскольку Александра, будучи профессионально знакома с итальянским языком, довольно бодро и не без успеха старалась на нём изъясняться; однако мне в Триесте (где я был в одиночку, см.ниже) пришлось тяжелее...
Вообще, несколько раздражает явное желание не просто ободрать туриста, но сделать это особенно бесцеремонно: посещение туалета в Венеции за 1,5 евро, проезд там же на речном трамвайчике в одну сторону за 6,5 евро (с полной оплатой за семилетнего ребёнка) – а другой возможности транспортного передвижения по городу просто нет, если не использовать легендарные гондолы примерно за 60-70 евро за полчаса. Можно представить себе, какие деньги собираются в известных городах за одни сутки туристского сезона (справедливости ради надо упомянуть, что в Линьяно часовой билет на городской автобус стоит 1.03 евро, причём в течение этого часа ездить можно в любом направлении; аналогичный билет в Триесте, правда, подороже: 1.05 евро; для сравнения: разовый билет во Франкфурте на Майне стоит 2.30 евро, действует в течение часа, но ехать с ним можно только в одном направлении)! И при этом повсеместно видишь ободранные, десятилетия не ремонтировавшиеся стены! Нет, конечно, именно туристские объекты содержатся в приличном состоянии и реставрируются, но мы, например, всегда стараемся увидеть города вне основных туристских маршрутов... Похоже, всё рассчитано на китайских и японских туристов, которые, как правило, не только ходят, но и питаются организованно...
Продолжая тему „дольче вита“, стоит упомянуть столь полезную для туристов особенность, как необязательность запретов: если вас, например, предупредили о том, что фотографирование запрещено, то из этого отнюдь не следует, что вы не можете делать это даже со вспышкой, даже в Миланском Соборе. Меня поразило то, что по завершени и экскурсии в Замок Мирамаре я, наряду с другими туристами отфотографировав всё, что мне было интересно, заметил на выходе через приоткрытую дверь комнату с экранами слежения по числу залов Замка, на которых отражались активно фотографируюшие туристы и на которые даже не смотрел скучающий служитель. Понятно, что это нормально для приехавших из, скажем, России, но для нас, уже попривыкнувших к относительно строгим немецким порядкам (которые, впрочем, мы, конечно же, сплошь и рядом пытаемся нарушать в свою пользу, - но там реально следят, и порой хватают за преступную руку, после чего становится очень стыдно!) это было ... понимаете, если вы вслед за кем-то взяли себе с уличной магазинной выкладки какую-либо мелочь, утешая себя тем, что ваша – если честно говорить - кража заранее заложена магазином в „усушку“...
Правоверный христианин-католик может, конечно немедленно сходить покаяться и снять грех с души. Кстати говоря, нам довелось наблюдать – со стороны, конечно, - как некая синьора совершала обряд покаяния в венецианской Церкви святой Марии из Назарета: нам были видны лишь активно жестикулирующие тени кающейся и святого отца – нормальный итальянский разговор. После завершения покаяния через приоткрытую дверь „покаянной кабины“ мы могли увидеть лицо священника, находящегося, вероятно, „на дежурстве“, то есть ожидавшего следующего грешника, и явно заинтересованно взглянувшего на нас; но мы не принадлежали к числу его потенциальных клиентов... Было бы несправедливо не сказать и о некоторых приятных деталях. Например, автобусы: удобные сиденья, хороший обзор со всех мест, неизменно работающие кондиционеры; все междугородные автобусы оборудованы компьютерными навигаторами и получают непрерывную информацию об обстановке на трассах движения. Или деталь, отсутствующая в других странах, в которых нам довелось побывать: во всех продовольственных отделах супермаркетов кроме обычных тонких полиэтиленовых (бесплатных) пакетов имеются и перчатки из такого же материала (и тоже бесплатные), дабы покупатели не лапали фрукты и овощи голыми руками. Очень хорошее впечатление оставила команда в принципе простенького отеля, в котором мы провели дюжину дней в Линьяно, а также отеля, в котором мы переночевали в Милане в начале пути (в конце пути, однако, другой столькожезвёздочный отель был отвратным). И главное: может, нам повезло, но рядовые итальянцы, с которыми нас сталкивала судьба в этой поездке, были, практически без исключения, отзывчивы и доброжелательны, хотя и не всегда улыбчивы, как например, официант в рыбном ресторане, именно поэтому нам и запомнившийся (а покормили нас там в итоге очень неплохо!). Да и ещё, конечно, было много неплохого, но будем говорить об этом по мере продвижения по нашему тексту.
Итак, мы поехали из Берна в Линьяно. В принципе, если ехать, пересаживаясь с поезда на поезд с минимальными паузами, такое путешествие заняло бы порядка восьми часов. Мы посчитали это слишком утомительным; к тому же путь наш всяко лежал через Милан, и было бы глуповато не воспользоваться оказией погулять по этому городу. Поэтому наше путешествие туда и обратно разбивалось на две части и предусматривало две ночёвки в Милане.
МИЛАНчитать дальше
Уютный „мини-отель“, разысканный Александрой в Интернете и расположенный прямо на привокзальной площади, встретил нас букетом белых орхидей и сразу как-то очаровал. Впечатление это не изменилось вплоть до отъезда, и мы не раз пожалели впоследствии о том, что не удалось провести в нём ночь на обратном пути.

Первая приятная миланская особенность: 24-часовой билет на проезд во всех видах городского пассажирского транспорта стоит 3 (три!) евро, и с двумя взрослыми ребёнок ездит бесплатно!
Информация о том, что нужно посмотреть в Милане, черпалась из Интернета и моих обрывочных воспоминаний, (я походил по этому городу несколько часов восемь лет назад). Так что мы не мудрствовали лукаво и первым делом рванули в Собор.
Вообще-то, нам есть с чем сравнивать: Кёльнский Собор вполне сопоставим с Миланским и по облику, и по ощущению от пребывания внутри. Но на крыше Кёльнского Собора нам не приходилось бывать, а в Милане двукратный её обход принёс нам кучу совершенно необычных впечатлений!
К тому, что мы увидим на подходе к Собору, мы были, в общем, подготовлены, и потому восторги были умеренными:

Внутри – истинное величие сооружения, которому не могут повредить гул и броуновское движение по собору несчислимых туристов, постоянно разговаривающих между собой и щёлкающих затворами и блицами фотоаппаратов:


Но любопытствующий читатель может найти массу фотографий экстерьера и интерьера Собора в Интернете. А вот настоящую архитектурную симфонию, звучащую на крыше собора, вы, надеемся, услышите из следуюших фотографий:












Под позолоченной фигурой Девы Марии, которую называют ещё Madonnina, то есть Мадонночка, вознесённой на самом высоком шпиле Дома, на крыше находится небольшая площадка. Смотрится очень красиво:


С этой высоты открываются уникальные панорамы Милана. Вот, например, как смотрится оттуда площадь перед Собором с памятником Виктору-Эммануилу (кстати, мне показалось, что на этот раз он был менее засижен голубями, нежели в 2001 году; вообще, ныне все заметные скульптурные сооружения оснащаются малозаметными проволочными штырями – специально против голубей):


Естественно, мы собирались оказаться рядом с „Ла Скала“, но оказались там как-то случайно: просто пошли искать, где бы поесть не как люди с голубой кровью или лишними деньгами, и ноги привели нас к „Оперной Каабе“. Уже всем известно, что самая престижная оперная сцена мира скрывается за весьма невзрачным фасадом, но нам хочется всё-таки показать это здание:

Напротив театра в центре небольшого скверика стоит памятник совсем не Верди или другому музыканту, а Леонардо да Винчи, который, при всех своих разнообразных гениальных способностях, в музыке, вроде бы, никак не отличился:

Следующим объектом посещения в Милане был намечен дворец герцогов Сфорца. Сил у нас к этому времени осталось немного: было очень жарко, и находились мы уже порядочно. К сожалению, монументальный памятник Гарибальди, находящийся перед входом во дворец, был закрыт деревянным чехлом: реставрация. Зато там расположен большой фонтан, в котором младшие члены нашей группы смогли „отмочить“ уставшие конечности:


Дворец большой, в нём находятся несколько музеев, в которые мы не пошли и по причине усталости, и потому, что оставалось менее часа до их закрытия. Но то, как выглядит пространство внутри дворцовых стен, можем показать:





Приятной для нас деталью этого посещения оказались две кошки, очень нежно общавшиеся в уголке лужайки. Кот трогательно вылизывал подругу:


Выйдя из дворца, мы решили сесть на любой проходящий мимо трамвай и проехать несколько остановок в надежде найти какой-нибудь супермаркет. Сказано – сделано, поехали. Но раньше, чем нашли магазин, на повороте нам явилось нечто совершенно необычное, в результате чего мы вышли из трамвая и прошли одну остановку вбок. И не пожалели! Оказывается, мы набрели на городское „монументальное кладбище“:



Всё это здание является гигантским местом последнего упокоения, в котором в течение нескольких веков находил последний покой прах в той или иной мере известных миланцев. Сразу после центрального входа вы попадаете в зал почётных граждан Милана, и первым вас встречает сам Верди (слева от него в стене прах ещё одного знаменитого композитора – Арриго Бойто):

Памятные плиты покрывают практически всё пространство стен:

В боковых галереях сосредоточены надгробия:

Некоторые из них являются настоящими произведениями искусства:

Но самые монументальные захоронения находятся во внутреннем дворе; вот пример:

Однако – хватит о грустном. Мы вернулись в свой уютный отель, и буквально через час началась сильнейшая гроза с тропическим ливнем и ветром. Нам было хорошо наблюдать за этим катаклизмом из окна своего номера (справа видны огни центрального вокзала):

А вокзал в Милане – очень красивый:

Чтобы рассказ о Милане не прерывался, расскажем о впечатлениях дня, проведённого в этом городе на обратном пути. Он был посвящён, в основном, культовым объектам.
Сначала мы подошли к синагоге – она была закрыта, улица рядом с ней была очень узкой, поэтому фотографировать было неудобно. Но общее впечатление можете получить:
Известно, что во время второй мировой войны Италия не репрессировала евреев вплоть до последних месяцев. Но оказалось, что и их хватило для того, чтобы уничтожить многих членов миланской общины:

Далее мы посетили церковь святой Эуфемии:

Внутри – интересный интерьер, прекрасное художественное оформление:

Походя мы наткнулись на „Театр наций“ Джорджо Стрелера – тоже своего рода культовый объект:
Следующим собором был „Сан Марко“ - в Милане он поскромнее, чем одноимённая базилика в Венеции:
В отделке входного портала мы узрели, в частности, и знакомый мотив:
Впечатлила нас церковь „Санта Мария дель Кармита“ 15 века:
Перед нею находится забавное произведение современного искусства (мы поняли это как торс Адама до извлечения из его ребра Евы):
И есть в Милане церковь, которую мы настоятельно рекомендуем посетить каждому, - это храм святого Камилло, который находится сравнительно недалеко от вокзала. Удивительно приятный собор! У входа вас встретят (и проводят) родители Б-гочеловека:

Сам святой Камилло, реально живший на рубеже 16 века, стоит в центре небольшой площади, расположенной перед храмом:
А теперь полюбуйтесь внутренним убранством этого храма – надеемся, вы разделите наши восторги:









Вот, собственно, и всё, что мы можем рассказать об увиденном нами Милане. Надеемся, что вы узнали много нового для себя об этом городе.
Прямо даже не знаю, как реагировать на такие комплименты... Знал бы, от кого они - было бы легче оценить наличие издевки...
Рад стараться, сэр! Заходите ыстчо!
Спасибо за экскурсию (давно отметила, что фотозарисовки дайяристов производят гораздо большее впечатление, чем профессиональные путеводители и профессионально изданные фотоальбомы - безличностные они какие-то
необязательность запретов: если вас, например, предупредили о том, что фотографирование запрещено, то из этого отнюдь не следует, что вы не можете делать это даже со вспышкой,
Ага!
Первым пунктом нашего пребывания в Венеции было посещение стеклодувной мастерской-магазина. И повсюду были предупреждения
Впрочем, у нас - также
что никому не помешало этот самый Шамординский монастырь заснять в разных ракурсах
Простите великодушно, что не среагировал быстро - был в отъезде (некоторые результаты наверху) и потому не просматривал дневник. Спасибо за подарок в виде фотографий, это очень приятно! По тексту почувствовал близкую душу... Что касается запретов - не зря же говорят, что у выходцев из бывшего СССР и итальянцев похожие менталитеты; правда, повторюсь, что более или менее длительное проживание в "цивилизованной" стране способно приблизить к позиции Альхена: подворовываем, но при этом краснеем от стыда...